Люди постоянно стремятся стать в чем-то лучше других – или хотя бы лучше самих себя. Серийные промышленные роботы от них не отстают. И у них это получается проще и быстрее. Настолько проще и быстрее, что лучшие из них на момент выхода нашего журнала уже могут таковыми не являться.
Первенство среди промышленных роботов в этой номинации принадлежит IRB-460 швейцарско-шведской корпорации ABB. Грузы массой до 110 килограммов он может укладывать на паллеты со скоростью 2 190 циклов в час, то есть один цикл длится менее двух секунд.
Немецкая компания Kuka модернизировала своего робота Titan до того, что он может оперировать металлообрабатывающими инструментами с точностью до 20 микрон. Робот универсален и может заменить множество дорогостоящих высокоточных станков.
Малыш IRB-120 уже отличившейся компании ABB весит всего 25 килограммов (рекорд для промышленных роботов) и может оперировать объектами весом три-четыре килограмма. Может перемещать детали и выполнять сборочные операции в радиусе 0,6 метра.
Японская фирма Fanuc продолжает развивать робота M-2000. На сегодня это самый сильный робот, используемый в промышленности. Груз весом до 2,3 тонны M-2000 может перемещать в пространстве на 4,7 метра. Работает он в автомобилестроении и кузнечном производстве – поднимает корпуса авто и прочие тяжести.
И вновь рекордсмен от ABB: IRB-2400 – самый популярный среди промышленных роботов мира. Ныне таких роботов на производстве насчитывается около 17 тысяч. Устанавливается хоть на полу, хоть на потолке, а его универсальное запястье позволяет проводить практически любые работы.
На предприятиях ОМК работают роботы от брендов-рекордсменов: на заводе «Трубодеталь» робот Kuka вырезает отверстия в трубах для изготовления тройников, а на Чусовском металлургическом заводе пять роботов Fanuc трудоустроились в рессорное производство. Более подробно читайте в статье «Кто, робот?».
Российские производители роботов в число топовых пока не входят, но удачными проектами похвастаться вполне могут. «ОМК Команда» выбрала несколько интересных изделий отечественного роботостроения.
Более семи лет казанская компания «Энсим» производит роботов, имитирующих новорожденных. Это симулятор чрезвычайных ситуаций, на котором медики отрабатывают навыки спасения жизней младенцев. «Энсим», кстати, претендует на место в пятерке крупнейших мировых компаний, выпускающих медицинские роботы-тренажеры.
Предприятие «Дробмаш» в Выксе пять лет назад анонсировало производство робота «Чародей» для дойки коров. Непосредственно до рогатого адресата робот пока не дошел, но сам факт существования проекта радует.
В ноябре 2019 года КамАЗ (Набережные Челны) продемонстрировал свой первый беспилотный грузовик. В декабре автомобиль выехал на российские дороги, а полтора месяца назад завод рассказал об успешном пробеге своего детища по просторам Крайнего Севера.
С 2012 года компании «Подводная робототехника» и «Индэл-Партнер» (Москва) продают «Гномов». Так называются подводные аппараты, которые применяются в российских МЧС и ВМФ и в подобных структурах еще девяти государств. Основное назначение робота – передавать изображение с глубины до 500 метров.