Выпуски
Вход

Как ушко вьется?

Завод в Чусовом открывает для туристов диковинные машины


Объекты Чусовского металлургического завода и корпоративный музей войдут в маршрут «Горнозаводская цивилизация» (более подробно об этом понятии читайте в статье «Урал как явление»). Вслед за коллегами в Выксе чусовляне начинают развивать индустриальный туризм.

Не корысти ради

– Промышленный туризм для нас сегодня, прежде всего, – не источник дохода, а средство укрепления бренда работодателя, механизм формирования имиджа, демонстрация открытости. Кроме того, это один из инструментов профориентации и привлечения новых сотрудников, в которых сегодня предприятие особенно нуждается: мы расширяем производство, закупаем новое оборудование, проводим техническое перевооружение прокатного производства, – рассказал руководитель направления по развитию промышленного туризма ЧМЗ Александр Иванов.

Туристов сейчас водят по одному маршруту, который называется «Рессорная столица». Посетители сначала знакомятся с историей предприятия в музее завода, а затем смотрят, как рождается рессора на реальном производстве. На маршруте гости могут оценить интересную технику, например ухозавивочную машину, которая привлекает внимание уже названием.

Инфографика 7 (Как ушко вьется?)
Кликните на картинке, чтобы рассмотреть инфографику в деталях

«В перспективе, – говорит Александр Иванов, – мы рассматриваем создание экскурсионного маршрута в цех по производству феррованадия. Маршрут пройдет по химическому и электрометаллургическому участкам производства».

Аудитория туристов ЧМЗ довольно обширна. Это, в первую очередь, учащиеся и преподаватели школ и вузов (местных, российских и зарубежных), а также претенденты на трудоустройство, представители бизнес-сообщества и власти. Проект «Ярмарка профессий» дает возможность кандидатам на вакантные места посетить производственные участки, чтобы ближе познакомиться со специальностями, условиями работы, правилами безопасности, социальными гарантиями.

Иногда пермское представительство «Центра Кайдзэн» организует поездки на чусовской завод для руководителей и специалистов других предприятий края. Здесь они знакомятся с производственной системой ОМК и практиками бережливого производства. Интерес закономерен: за развитие производственной системы ЧМЗ удостоился бронзовой медали Toyota Engineering Corporation.

В 2019 году Чусовской металлургический завод отметил юбилей – 140 лет со дня основания. И по этому случаю состоялась акция «140 дней в музее». В течение 140 дней все школы города Чусового, а также студенты училищ и техникума совершили экскурсии в корпоративный музей. Посетителям предоставили возможность погрузиться в вековую историю предприятия. А в июле того же года экскурсию для студентов Московского института стали и сплавов провел управляющий директор предприятия Владимир Кирзнер.

Кстати, посещение музея и производства для туристов бесплатно. Чтобы получить возможность попасть на завод, достаточно написать письмо на имя управляющего директора и дождаться обратной связи. Всего ЧМЗ за год посетили 260 школьников и студентов и 86 туристов из других категорий (гости города, ветераны, представители власти, бизнес-партнеры).

Кстати

Первое свидетельство о промышленном туризме на Чусовском металлургическом заводе можно найти в книге англичанина Джеймса Ридли «Записки о поездке в Россию: Урал и Зауралье в 1897 году». Интересно, что это была не частная поездка, а экскурсия по уральским заводам, организованная русским правительством для участников VII Международного геологического конгресса. Джеймс Ридли пишет: «В окрестностях станции Чусовская мы посетили огромный завод, искупались в реке, а затем поехали по местности, которая напомнила моим американским спутникам Аллеганские горы в Пенсильвании» (по железной дороге из Чусового в Пермь).

Чужды преданий старины

Ученый Дмитрий Менделеев писал в конце XIX века, что Чусовской металлургический завод «чужд тех преданий старины, которые господствуют на большинстве других заводов Урала». Поскольку завод постоянно обновляется, сегодня о нем можно сказать то же самое: от старинных доменных и мартеновских печей «горнозаводской цивилизации» остались только отдельные детали. Сегодня они стали музейными экспонатами.

Строительство завода в 1879 году начало Франко-русское Уральское акционерное общество. Первыми топ-менеджерами стали французские инженеры. Для них в 1880-е годы выстроили 45 уютных домов на берегу реки Чусовой. Несколько таких «французских» домов сохранились, и любознательный турист может их увидеть. В 1890-е годы на заводе построили три мартеновские и две доменные печи. Фрагмент металлоконструкции доменной печи № 1 находится в корпоративном музее.

Фрагмент первой чусовской домны стал экспонатом

Кроме того, в музее можно увидеть планы и другие бумаги на французском языке, старинные лампы, инструменты и предметы быта далеких лет. Военный период представлен не только фотографиями и документами, но и внушительными экспонатами, среди которых – деталь № 25, головная часть реактивного снаряда «Катюши», которые вытачивали женщины и подростки в спеццехах завода. В одном из залов стоит большой действующий макет доменной печи и рудного двора. А интерактивная экспозиция «Современность» (сейчас она в проекте) с технологиями дополненной реальности, панорамными проекциями промплощадки и симуляторами робототехники даст представление о нынешнем производстве ЧМЗ.

К слову, техническое перевооружение предприятия, которое идет прямо сейчас, само по себе может стать объектом внимания промышленных туристов. В цехе по металлообработке, где изготавливают листы для рессор, трудятся четыре немецких прокатных стана, оснащенных манипуляторами и промышленными роботами. Уникальный дробемет Wheelabrator – единственный в России. А в 2020 году, несмотря на пандемию и трудности в экономике, на ЧМЗ началось перевооружение прокатного цеха. Новый итальянский стан Danieli начнет работать в 2022 году. И здесь тоже будет на что посмотреть.

Кстати

Один из залов музея ЧМЗ посвящен живописи. Здесь можно увидеть картины с заводскими пейзажами. Одновременно это зал для проведения конференций и приема делегаций. За круглым столом могут собраться до 30 человек.

На почетной пенсии

Экспозиция «Индустриальное наследие» включает элементы ныне закрытого доменного производства. Первые объекты появились на территории завода еще в 1980-х годах. Это оборудование, которое свое отслужило, но достойно сохранения для потомков. Ведь для металлургов старые агрегаты не просто груда металла. О них говорят, как о живых, их благодарят, ими дорожат.

Паровая машина «Броун-«Бовери»

В небольшом сквере под высокими татарскими кленами установлена паровая турбовоздуходувная машина производства фирмы «Броун-Бовери». Ее выпустили в 1931 году, на ЧМЗ установили в 1934-м. Машина подавала дутье на первую и третью доменные печи. Со временем морально и физически устарела – и в 2008 году была заменена на современную. За многолетний безупречный труд турбовоздуходувку решили оставить на вечное хранение.

Последний заводской паровоз

Первым символом уходящего времени стал паровоз, который установили у железнодорожного цеха. В середине 70-х годов прошлого столетия на заводе паровозы активно заменяли на тепловозы. Тогда и решили оставить один на память. 6 декабря 1976 года этот паровоз последним закончил работу на Чусовском металлургическом заводе.

Электровоз Siemens-Schuckertwerke

Возле административно-бытового корпуса бывшего доменного цеха обрел свою вечную стоянку электровоз фирмы Siemens-Schuckertwerke грузоподъемностью 10 тонн. Он стал памятником доменной печи № 3, работал на ней со дня ее пуска в эксплуатацию в 1931 году по 11 апреля 1985-го. Электровоз подавал шихтовые материалы под колошниковый подъемник.

Кстати

В трех километрах от Чусового археологи обнаружили следы древнего металлургического производства. На Саламатовском городище археологи нашли шлаки, куски сыродутного железа, кузнечные клещи. В Х–ХIII веках здесь жили коми-пермяки. Первые пермские металлурги около тысячи лет назад уже делали железные ножи, мечи, сабли и кольчуги. Сегодня добраться до городища на Саламатовой горе непросто, хотя оно находится совсем рядом с городом. Чтобы залезть на гору, нужно преодолеть крутой лог с ручьем, а с более пологой стороны городище защищено тремя валами. Так что туристам эта точка пока недоступна.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий