Выпуски
Вход

Стрит-арт и Выкса «поженились» еще во времена раннего «Арт-Оврага». Приезжие художники после каждого фестиваля оставляли десятки рисунков на торцах невеселых советских многоэтажек, каменных заборах, стенах хозпостроек – граффити и масштабные панно, смысл которых то однозначно понятен, то ускользает и заставляет вновь и вновь подступаться к разгадке. В городе поработали топовые уличные художники из России, включая «русского Бэнкси», легендарного Пашу 183, а также иностранцы. Стрит-арт стал частью большого яркого перформанса – превращения Выксы из некрупного моногорода, каких в стране десятки, в уютную столицу современного искусства, где это искусство органично, где ему рады. По концентрации уличной живописи на единице пространства город на юге Нижегородской области однозначно в российском шорт-листе лидеров.

Несколько лет назад стрит-арт «перекинулся» из города на завод. Стены цехов Выксунского металлургического завода оказались идеальными поверхностями для творчества. Уличное искусство и высокотехнологичная металлургия обогатили друг друга, а их коллаборация оформилась в индустриальный парк стрит-арта – самостоятельный культурный проект, рассчитанный на 10 лет. Почему такие основательные планы, на что в парке можно посмотреть уже сейчас, как к стрит-арту относятся заводчане и какие муралы доступны туристам? Плавно крутите колесо компьютерной мыши на себя – мы во всем разберемся. И начнем с инфографики: мы нарисовали для вас карту территории ВМЗ и обозначили объекты стрит-арт-парка.

Инфографика 3 (Парк на стенах)
Кликните на картинке, чтобы рассмотреть инфографику в деталях

Parcus и «допарковый» гигантизм

– Все это началось два года назад: организаторы «Арт-Оврага» объявили конкурс на разработку проекта, который бы популяризировал стрит-арт. Я являюсь куратором – своего рода мостиком из мира искусства в условный мир «неискусства». Моя задача – продумать концепцию, «упаковать» все смыслы и реализовать все это. Я предложила проект индустриального парка стрит-арта: мы победили и начали работу, – рассказывает Ольга Погасова, куратор проекта индустриального стрит-арт-парка на территории ВМЗ. 

Справка

Ольга Погасова – куратор и продюсер культурных проектов в России, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, США, Австрии, Индии. С 2013 по 2016 год – директор галереи «Граунд Песчаная» в Москве, с 2017-го – инициатор и куратор некоммерческого арт-пространства Red Door в Лондоне. С 2018-го по 2019-й – директор Музея Москва-Сити. С 2018 года – куратор индустриального стрит-арт-парка на Выксунском металлургическом заводе.

Ольга объясняет смысл слова «парк» в арт-контексте: parcus на латыни означает огороженное место. Таким образом, «садово-парковый» смысл уходит, уступая место очерченной и организованной заводской территории со своей историей и выраженной логикой сверхрациональных производственных процессов. Работы художников, помещенные в такой контекст, призваны не просто украшать, а инсталлировать новые неожиданные смыслы в неотменимую индустриальную трехмерность. 

Стрит-арт на ВМЗ громко дебютировал еще до разработки «парковой» концепции. В 2017 году на стенах стана-5000 нарисовали «Эволюцию-2» – мурал с роботизированным человеком, гуманоидным андроидом и ученым, с графикой, напоминающей формулы, химические элементы или кристаллическую решетку. По духу все под стать новейшему мощному производству, где сила человеческой мысли, вооруженная технологиями, преображает металл.

«Эволюция-2» стала первой масштабной фреской на территории ВМЗ

Художнику Мише Most вместе с пятью помощниками понадобилось более месяца, чтобы нарисовать футурологический сюжет на поверхности 10 800 квадратных метров. «Эволюцию-2» признали самым большим граффити в России и Старом Свете, она занесена в отечественную Книгу рекордов.

Юго-западная стена стана-5000 с тех пор стала самой популярной селфи-точкой гостей завода – от подростков, участников профориентационных экскурсий, до серьезных бизнес-партнеров ОМК. Стало ясно, что в промзоне ВМЗ на зданиях цехов можно делать большой во всех смыслах стрит-арт.

Справка

Считается, что предтечей стрит-арта стал анонимный рисунок-граффити Kilroy was here, вариативно повторенный на тысячах поверхностей в 40-е и 50-годы прошлого века. В 70–80-е граффити стали бедствием мегаполисов – много и не всегда красиво рисовали на зданиях в США и Европе. В последние 20–30 лет стрит-арт из полулегального андеграунда превратился в признанный вид искусства – с выставками, музеями и заказами на оформление объектов.

В мире есть организованные места, где стрит-арт вписан в индустриальные объекты. В Берлине художественное пространство Urban Spree Galerie существует на огромном старом заводе, а австралийская Backwoods Gallery находится на складах в пригороде Мельбурна. Единственный российский музей стрит-арта располагается на площадях действующего завода слоистых пластиков в Санкт-Петербурге.

А для сельских поселений западной Австралии стрит-арт стал не только главным содержанием туризма, но и буквально средством выживания. Эта часть страны до сих пор восстанавливается после губительной засухи 2017 года. Глубинка спасается тем, что на десятки элеваторов художники наносят граффити – исторические сюжеты, портреты знаменитостей и абстракции. Огромные муралы видны на несколько километров – туристы приезжают посмотреть на «зернохранилищный» стрит-арт, оставляя деньги за еду, ночлег и «сувенирку». 

Мурал в деталях 

– Этот проект в первую очередь для сотрудников завода и посетителей, которые приезжают на ВМЗ по программе промтуризма, – рассуждает Ольга Погасова. – В практиках современного искусства бывает так: мы приехали к вам, если вы чего-то не понимаете, значит, это ваша проблема. Я очень не люблю такую позицию и сама смотрю на современное искусство и на проект индустриального стрит-арт-парка как на средство коммуникации с людьми. Вообще, меня для того и позвали, чтобы сделать что-то хорошее для заводчан. Иначе смысла нет – сделать что-то, что нравится только тебе и небольшому кругу людей, а металлурги потом будут смотреть на это все и плеваться. Нет, мы делаем по-другому.

Проект индустриального стрит-арт-парка на ВМЗ рассчитан на десятилетие. Каждый год на новой стене будут рисовать что-то особенное – как минимум большое и необычное, не похожее на уже размещенные картины парка. Размах и долгосрочное планирование вкупе с разнообразием талантов приглашенных художников позволят создать по-настоящему что-то небывалое в удивительной вселенной стрит-арта.

Коммуникация с заводчанами начинается уже на стадии выбора поверхностей для будущего стрит-арта: на ВМЗ проводят конкурс среди цехов – трудовые коллективы объясняют, почему мурал должны рисовать именно на их стенах. Первыми свой стрит-арт получили сотрудники механоремонтного цеха «ВМЗ-Техно». Столичный художник Алексей Лука, работающий с полуабстрактными формами и комбинирующий нетривиальные цветовые пятна, создал концепт мурала, который решил дополнить фигурами тех деталей, что производит цех. Практическая работа над росписью была по-настоящему совместной – трудились гости из Москвы и местные жители.

75%

россиян ходили на специализированные выставки, посвященные современному искусству. Такие данные приводит ТАСС со ссылкой на опрос сервиса по подписке MyBook и Московского музея современного искусства.

– Мы отправились в экспедицию на завод, изучали изделия и производственный процесс, общались с рабочими. Я прочитала лекцию про современное искусство, чтобы дать контекст: что происходит, что и почему мы делаем, как на это смотреть и как считывать. Заводчане высказали и свои пожелания, которые мы старались максимально учитывать, – вспоминает Ольга Погасова. – Помогали волонтеры – местные девчонки 16–18 лет. Я удивлялась, как им все тут нравится, как они вовлечены. Мы поддерживаем отношения – знаю, что многие из них в нижегородских вузах изучают творческие специальности.

Рассказывал о замысле и фиксировал предложения выксунцев и Алексей Лука. Одна из их реализованных идей – выставка продукции цеха перед раскрашенной стеной в день открытия – начинание с отсылкой к художнику и экспериментатору Марселю Дюшану, придумавшему концепцию Ready Made – выставку предметов искусства, которые не являются искусством. Сотрудники цеха также помогали наносить собственно граффити, которые официально открыли в дни «Арт-Оврага» 2019 года. Важно, что самой многочисленной группой гостей на открытии были именно сотрудники механоремонтного цеха «ВМЗ-Техно».

Алексей Лука на фоне своих граффити

По просьбе «ОМК Команды» Сергей Борисов, главный технолог «ВМЗ-Техно», развернуто отрефлексировал личный опыт взаимодействия с граффити Алексея Луки:

– Когда привыкаешь к определенному порядку вещей, даже в мелочах любое новшество воспринимается с настороженностью и долей скепсиса. К примеру, никто не будет оспаривать необходимость сигнальной разметки в цехах – она призвана повысить безопасность труда. Но нужно ли стены производственных зданий превращать в арт-объекты? Этот вопрос возник у меня, когда я узнал, что на фасаде ремонтно-механического цеха планируется нанести картину. Спустя короткое время вопросов уже не возникало – преображение стены вызывало интерес. Даже многие наши сотрудники захотели поучаствовать в создании арт-стены. Сейчас практику превращать рядовые, обыденные вещи в объекты творчества и художественного наследия я воспринимаю нормально. Это полезно по многим соображениям. Во-первых, стены зданий ведь так или иначе красят. Почему же не сделать это не как всегда, а ярко? Да еще так, чтобы и с улицы была видна часть картины для создания интриги – ведь наш город богат туристическими маршрутами. Во-вторых, сам сюжет картины, на мой взгляд, – это некая философия: любые абстрактные мысли должны обретать осязаемые четкие формы.

Иди – стой – смотри

– Выкса навсегда войдет в историю искусства, потому что Эрик Булатов и сам уже в истории: его работы – в коллекциях центра Жоржа Помпиду, он фигура мирового масштаба абсолютно без преувеличений, – говорила Ольга Погасова летом 2020-го, анонсируя появление следующей росписи в индустриальном стрит-арт-парке.

Для фрески, объединившей две картины знаменитого художника, которого называют одним из основателей направления соц-арт, понадобились стена площадью 2 500 квадратных метров, 20 дней, труд шести художников и теплая сухая погода в начале осени. Многократно масштабированную «буквенную» картину «Стой – Иди» разместили по центру, а по сторонам – ночную и дневную версии «Амбара в Нормандии». «Холстом» стало здание четвертого трубоэлектросварочного цеха ВМЗ, где выпускают трубы большого диаметра, в том числе и для масштабных зарубежных трубопроводных проектов. В Выксе признанные в мире достижения русской интеллектуальной металлургии физически соединили с достижениями русского искусства в статусе актуальной мировой классики.

Фреску «Стой – Иди» открывали с перформансом

Пополнение коллекции индустриального стрит-арт-парка – открытие мурала – состоялось в начале октября в рамках «Сезона Эрика Булатова в Выксе». Несмотря на новую карантинную реальность, мэтр приехал из Франции. Булатов в те дни также открывал выставку картины «Черный вечер, белый снег» в музее истории ВМЗ, знакомился с Выксой и ее жителями, обсуждал современное искусство с приехавшими по случаю художниками и кураторами. «Я так рад большому числу людей, что собрались в Выксе посмотреть на мою увеличенную картину, – и я чрезвычайно благодарен тем, кто работал, перенося мои работы на стену, увеличивая их в громадное количество раз. И я понимаю, какая это была трудная работа», – говорил Эрик Булатов.

Справка

Эрик Булатов родился в 1933 году в Свердловске. В 1960-е годы он экспериментировал с модернистскими направлениями в живописи. Позднее обращался к медийным образам советской агитации и социальной рекламы, изображая лозунги, надписи и плакаты. Произведения Булатова стали востребованы в западных музеях и коллекциях. С конца 1980-х живет за рубежом. Первые выставки художника в России прошли в начале 2000-х годов. Работу «Стой – Иди» он создал в 1975 году, «Амбар в Нормандии» – в 2011-м. Мероприятия «Сезона Эрика Булатова» в Выксе стали первыми событиями десятого, юбилейного, фестиваля «Арт-Овраг», который запланировали на лето 2021 года. 

Основной принцип выксунского индустриального стрит-арт-парка – объяснять смысл происходящего рабочим, получать от них обратную связь и вовлекать их в художественный процесс – соблюли и на этот раз. Рассказывает Максим Хилов, мастер по ремонту участка покрытия труб ТЭСЦ-4:

– Наш участок подключился к работе на этапе, когда на стену был нанесен основной фон. Металлурги с удовольствием помогали художникам: вместе красили, участвовали в обсуждениях. Пока картина приобретала очертания, шло активное обсуждение, что же в итоге получится. К тому времени как стал виден конечный результат, многие провели параллель: как в работе соединились две картины, так и у нас сошлись два цеха. Светлый участок фрески получился как раз в том месте, где расположен новый цех. Казалось бы, старое и новое, светлое и темное, но как все сотрудничает! Мы очень рады, что именно наш цех получил возможность принять у себя работу великого мастера. Будем рады гостеприимно встречать и туристов, которые придут посмотреть на фреску. Мне недавно друг позвонил. Говорит, лечу в самолете, а здесь журнал, и среди мировых столиц есть рассказ о Выксе. Ну как после этого не гордиться своими городом и заводом?!

Стрит-арт уже не «стрит»

– На территории ВМЗ работает важная для всей ОМК служба – Центр единого сервиса, сокращенно ЦЕС. Для них открыли новый офис в Инженерном корпусе – 2, где раньше был административно-бытовой корпус мартеновского цеха. Попросили позвать Алексея Луку, собрать других художников и поработать над оформлением помещений внутри. Я очень рада, что, находясь в поле современного искусства, мы зашли в сферу прикладного дизайна. И это также стало логическим продолжением идеи индустриального стрит-арт-парка – перешло внутрь помещений, – рассказывает Ольга Погасова.

Для нового офиса в Выксе Ольга вместе с командой художников разработала концепцию под названием «Основные фигуры», которую и перенесли в интерьер помещения. Над оформлением четырех этажей здания работали четыре художника, в том числе и Алексей Лука, про которого спрашивали в ЦЕС. Несмотря на заметную стилевую разницу, работы творцов объединяет общее: они использовали понятную и однозначную геометрию, а также узнаваемые, сугубо местные образы. Художники сделали работу в сжатые сроки – за три недели, – рисуя по 12 часов ежедневно: жесткий карантин «съел» много времени, и за остаток стрит-арт-сезона нужно было успеть столько, сколько за полноценный сезон.

Офис ЦЕС в стиле стрит-арта

Офисные росписи заняли особое место в индустриальном стрит-арт-парке – пространстве, созданном в том числе и для туристов. По просьбам гостей завода на ВМЗ решили открыть новый маршрут в рамках программы промтуризма – «Искусство быть металлургом». В него войдут посещение росписей индустриального стрит-арт-парка: «Эволюция-2» Миши Мost, роспись Алексея Луки, мурал Эрика Булатова «Стой – Иди» и те самые стильные офисы ЦЕС. Все это должно заработать после улучшения ситуации с коронавирусом, когда программа промтуризма на заводе будет перезапущена.

Кстати

Каждый из трех основных маршрутов по программе промтуризма ВМЗ включает объекты стрит-арта на территории предприятия. Объекты индустриального стрит-арт-парка ВМЗ можно увидеть и не заходя на территорию завода: стену Алексея Луки видно с улицы Ленина, обзор гигантского мурала Миши Most – из района деревни Ближне-Черная. А вот роспись Эрика Булатова можно рассмотреть только с заводской территории.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий