Выпуски
Вход

Мы придумаем, что вам нужно

Почему бежать впереди паровоза неплохо

Вместе с металлургической продукцией ОМК предлагает клиентский сервис. Разбираемся, что собой представляет обслуживание по «стальной карте» и какую роль в этом играет инженерно-технологический центр.

Собственный ИТЦ выксунского завода ОМК в свое время – 12 лет назад – стал одним из первых инженерно-технологических центров в составе отечественных металлургических компаний. Его специалисты разрабатывают новые виды продуктов и технологий их производства, совершенствуют существующие технологические решения, включая различные методы испытаний труб. Во главу угла ставят потребности клиента. При этом ИТЦ непосредственно взаимодействует с потребителями по разным направлениям.

– Если маркетологам важно добиться лояльности клиента, то мы, научно-технические работники, понимаем клиентоориентированность как взаимодействие с конкретным потребителем, результатом которого становится востребованный, нужный продукт. Разработка новых видов продукции без понимания рынка лишена смысла, – считает научный руководитель ИТЦ Леонид Эфрон.

Там, где мороз и трясет

Наиболее показательный пример – научно-техническое сотрудничество с корпорацией «Газпром», очередную пятилетнюю программу которого ОМК подписала в прошлом году. Основные точки соприкосновения – трубы большого диаметра для магистральных трубопроводов и соединительные детали к ним, а также трубы малого и среднего диаметров, обсадные и насосно-компрессорные трубы.

«Газпром» не только обеспечивает загрузку мощностей ОМК. Предъявляя повышенные требования к продукции, которая не должна подвести в экстремальных климатических условиях, заказчик стимулирует развитие наукоемких технологий. В вопросах исследований и обмена опытом ИТЦ плотно взаимодействует с головным научным центром корпорации – ВНИИГАЗ, причем поддерживает как деловые, так и личные контакты. История «научного союза» ОМК и «Газпрома» внушительная: за последние 10 лет увидели свет 15 новых продуктов.

Так, совместно с ВНИИГАЗ выксунские инженеры разработали технологию производства хладостойких обсадных труб диаметром 426 миллиметров. Эти сварные трубы не только не уступают в надежности бесшовным аналогам, но и обходятся на 10 процентов дешевле.

– Раньше «Газпром» использовал бесшовные трубы по двум причинам. Во-первых, сварных обсадных труб такого размера в России просто не было. Во-вторых, нормативные документы потребителя не позволяли использовать электросварные трубы. Мы преодолели оба эти ограничения, – рассказал начальник отдела по технологии производства труб малого и среднего диаметра Иван Пейганович. 

А специально под проект «Сила Сибири» выксунцы научились производить трубы для прокладки в зонах активных тектонических разломов и вечной мерзлоты. Дополнительно завод освоил нанесение монослойного полиэтиленового покрытия, все компоненты которого – отечественного производства.

– На полигонных испытаниях труб диаметром 1 420 миллиметров класса прочности К65 для проекта «Бованенково – Ухта» нам удалось установить своеобразный рекорд: после пневмоиспытаний трещина остановилась на половине трубы. Это гарантия от протяженных разрушений при эксплуатации трубопровода и свидетельство научно обоснованного подхода к разработке материалов и технологий в ИТЦ, – отметил Леонид Эфрон.

Магистраль из выксунских труб проходит по тектоническим разломам и вечной мерзлоте

Среди других важных разработок – хладостойкие трубы, способные выдерживать температуру до минус 60 градусов по Цельсию. Они незаменимы в районах с вечной мерзлотой и на заболоченных участках, где невозможно проложить трубопроводы под землей. Партию таких труб диаметром 530 миллиметров отправили в прошлом году в Норильск для обустройства локального участка газопровода.

Сейчас ИТЦ совместно с ВНИИГАЗ разрабатывает плакированные трубы (со слоем нержавеющей стали) для транспортировки неочищенного газа при добыче на шельфе, а также сталь и трубы большого диаметра категории прочности Х100 по американскому стандарту API. Предположительно они станут частью нового газопровода в восточных районах.

«Нерешаемых задач для нас нет. Главное – правильно поставить задачу», – говорят в ИТЦ. При этом полезное взаимодействие с потребителями включает не только совместные исследования, разработки и внедрение перспективных продуктов, но и методики их испытаний.

Подошли с новой линейкой

Несколько лет назад другой партнер ОМК – «Сургутнефтегаз» – столкнулся с проблемой неудовлетворительного качества приобретаемых нефтепромысловых труб от разных производителей. Причина крылась в устаревшей методике оценки коррозионной стойкости, которая базировалась на определении плотности коррозионно-активных неметаллических включений. С развитием технологий внепечной обработки металла стало ясно: прежняя схема не может однозначно характеризовать коррозионную стойкость и соответственно – гарантировать надежность продукции. За разработкой объективной методики, которая учитывала бы не только сегодняшние, но и перспективные характеристики стали, представители «Сургутнефтегаза» обратились в ОМК.

Обратились по адресу. Только выксунский ИТЦ имеет в составе собственный центр исследовательских лабораторий (ЦИЛ) с передовым оборудованием, а также сотрудничает с ведущими отраслевыми НИИ.

– Конкретную задачу выксунские инженеры решали совместно с ЦНИИчермет имени Бардина, – рассказал начальник отдела по исследованиям и разработкам ИТЦ Виталий Науменко. – Результатом стали разработка и аттестация методики определения коррозионной стойкости углеродистых и низколегированных сталей путем измерения плотности тока (ИПТ) насыщения анодного растворения стали в коррозионной среде электрохимическим методом. Другими словами, эти условия имитируют пластовые воды нефтяных месторождений хлоридно-кальциевого типа, в которых нет сульфатов. В рамках проекта Выксунский завод ОМК даже приобрел оборудование для проведения испытаний по методике ИПТ.

В итоге потребитель оценил эффективность методики и внес ее в свои ТУ, более того – на ее основе сейчас разрабатывают новый ГОСТ по коррозионным испытаниям.

А для «Газпром нефти», озадаченной требованиями к стойкости против общей коррозии, в ИТЦ подготовили методику оценки коррозионных свойств. Теперь нефтяная компания покупает трубную продукцию, руководствуясь разработкой выксунцев.

Кстати

ИТЦ поддерживает связи с департаментом технической политики РЖД, основного покупателя железнодорожных колес. С партнерами согласуют чертежи, технические условия, программы и методики испытаний и так далее. Взаимодействие с заказчиком строится также через Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ). Без участия РЖД на заводе в Выксе не обходятся межведомственные комиссии по постановке новых типов колес на производство.

Апгрейд со скоростью локомотива

Периодически потребители сами обращаются в ОМК за оперативной корректировкой технологии. Так появляются заказы на трубы с повышенным классом прочности или дополнительным комплексом испытаний. Научно-исследовательские работы ИТЦ позволили усовершенствовать технологию производства проката и труб и адаптировать имеющиеся продукты под требования заказчиков.

Занимаются в ИТЦ и «апгрейдом» железнодорожных колес – повышают эксплуатационные свойства существующих продуктов за счет разработки стали более износостойких марок или конструкций колес. Благодаря новым техническим решениям ИТЦ на рынок вышли колеса низконапряженной конструкции из стали различных марок.

Инновационные колеса низконапряженной конструкции вышли на рынок в 2017 году

В зависимости от планов развития РЖД приходит с запросами на разработку продукции под новый подвижной состав. Так было с колесами для электропоезда «Ласточка» в период активного перехода железнодорожной промышленности на отечественные комплектующие взамен импортных. Сейчас ИТЦ задействовали в проекте по созданию колес для грузовых вагонов-платформ со скоростью движения до 160 километров в час. Тем самым ОМК поможет решить задачи государственной важности: благодаря инновационным вагонам трафик контейнеров от портов Дальнего Востока к терминалам европейской части России в ближайшие три года увеличится в четыре раза, а срок доставки грузов от границ Китая сократится до семи дней с нынешних 13–20. Наши инженеры разработали новые колеса и технические условия их изготовления совместно с ВНИИЖТ, сейчас они проходят опытно-промышленные испытания.

– Стратегия ОМК в разработке новых продуктов сводится к тому, чтобы превосходить ожидания, – комментирует начальник отдела по технологии колесопрокатного производства Дмитрий Керенцев. – Мы единственная компания, которая сразу откликается на участие в новых проектах РЖД, несмотря на скромные поначалу объемы партий. Конкуренты склонны разрабатывать аналоги уже после того, как наши продукты займут свою нишу на рынке. Мы принимаем все риски, но при этом способны объективно оценить перспективы. Так было и с импортозамещающим проектом – разработкой колес для электропоезда «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода, который стал альтернативой «Ласточке» на платформе Siemens Desiro. В сжатые сроки мы разработали, произвели, сертифицировали и поставили продукт для опытного состава. Проект не сулил крупной коммерческой прибыли, зато сейчас объем производства близок к переходу с опытно-промышленных партий на серию. Конечно, пройти путь первым всегда сложнее, но именно это обеспечивает ОМК преимущество на рынке.

Вы еще подумали – мы уже сделали

При всем многообразии предлагаемых продуктов потребителю порой сложно определиться: выбрать, скажем, стандартную трубу с покрытием, нержавеющую – или отдать предпочтение новой разработке. Успех здесь часто приносит работа на опережение, когда ИТЦ самостоятельно разрабатывает и предлагает новые продукты. Это качественный скачок от позиции «Чем я могу помочь?» к реальной клиентоориентированности.

Например, в прошлом году выксунский завод ОМК запустил производство биметаллических листов с покрытием из нержавеющей стали. Это уникальный продукт, который в России практически никто не делает. Между тем потребность в нем есть в нефтехимической отрасли, атомном машиностроении и судостроении. Слой нержавеющей стали обеспечивает металлу особые антикоррозионные свойства: он становится долговечным, устойчивым к агрессивным средам и механическим повреждениям. Под проект построили новую производственную линию, поскольку купить готовое решение на рынке невозможно.

Уникальный прокат востребован в арктических широтах

Марка трубной стали 05ХГБ класса прочности К52 – тоже собственная разработка выксунских металлургов (до этого новые марки появлялись только в стенах профильных институтов). Разработанная 8–10 лет назад, 05ХГБ сейчас пользуется спросом у нефтегазодобывающих компаний и служит в местах с повышенной коррозионной активностью среды.

В этом году инженеры ИТЦ усовершенствовали 05ХГБ, увеличив ее прочность до К56. Результаты лабораторных испытаний позволяют говорить о новой модификации как о продукте, сочетающем уникальные потребительские свойства – прочность, коррозионную стойкость и вязкость при отрицательных температурах.

Кстати

Марка 05ХГБ надолго опередила свое время: «Северсталь» только пару лет назад презентовала ее аналог – «Северкор».

Нарезали «космос»

Сейчас ОМК активно развивает направление обсадных и насосно-компрессорных труб с премиальными резьбами. Чтобы угодить запросам клиентов, разрабатываются новые конструкции резьбовых соединений для самых разных, в том числе экстремальных, условий эксплуатации.

В октябре компания представила потребителям собственный бренд премиальных резьбовых соединений для обсадных труб, применяемых в строительстве нефтяных и газовых скважин. Бренд ОМК включает «звездную» линейку из пяти инновационных резьбовых соединений под марками OMK Regul, OMK Alpha, OMK Polar, OMK Vega и OMK Sirius. Резьбовые соединения, названные в честь наиболее ярких звезд на небосклоне, уникальны на рынке – их отличают высокие прочность и надежность. Они будут служить для строительства нефтяных и газовых скважин сложных конструкций и для эксплуатации в условиях экстремальных нагрузок, в том числе на шельфовых месторождениях нефти и газа. Все резьбовые соединения разработали инженеры ОМК. (О продвижении брендированных резьб на рынке читайте в статье «Назови и продай».)

Резьбовые соединения стали премиальным продуктом

Единый звездный бренд премиальных резьбовых соединений ОМК повысит узнаваемость трубной продукции ОМК в сегменте OCTG на российском и международном рынках и позволит унифицировать комплексное предложение для клиентов.

– Чтобы гарантировать высочайший уровень качества новых продуктов, на выксунском заводе ОМК строится центр испытаний резьбовых соединений труб, который мы введем в эксплуатацию в 2022 году, – рассказал начальник центра исследования и разработки премиальных соединений Игорь Куликов. – Он будет оснащен современным оборудованием, чтобы проводить комплексные испытания, имитирующие реальные условия работы резьбовых соединений труб в нефтяных и газовых скважинах.

Наличие собственного испытательного центра позволит ОМК не только сократить сроки разработки и вывода на рынок новых продуктов, но и наглядно демонстрировать клиентам соответствие свойств резьбовых соединений самым высоким требованиям.

Справка

Резьбовые соединения обсадных и насосно-компрессорных труб условно разделяют на типы: стандартного исполнения, полупремиальные и премиальные.

  • К первому можно отнести соединения с низкой газовой герметичностью. Они служат на малоответственных участках при обустройстве скважины. Их использование обосновано более низкой ценой.
  • Соединения полупремиального класса имеют высокий уровень газовой герметичности. Их используют на ответственных участках с умеренным режимом эксплуатации, например с некритичными осевыми нагрузками или с небольшой интенсивностью искривления ствола колонны.
  • Соединения премиального класса имеют высокий уровень газовой герметичности и применяются в основном в экстремальных условиях. Они отличаются улучшенными свойствами, к примеру выдерживают повышенные нагрузки при кручении соединения, имеют высокое сопротивление осевым нагрузкам при сжатии и растяжении, а также могут сохранять герметичность при высокой интенсивности изгиба колонны и больших перепадах температур.

Инженер как сервисмен

– Нам на практике удается связать научные разработки и конкретные запросы заказчиков. Мы гарантируем со стороны ИТЦ научный подход, высокую скорость разработок, постоянную обратную связь и консультационную поддержку по эксплуатационным свойствам продукта. Для этого у нас есть научный потенциал, мощная исследовательская база и современное оборудование. ЦИЛ ИТЦ – по сути небольшой НИИ на территории завода, располагающий комплексом лабораторий, где исследуют деформацию стали, методы сварки, испытывают новые марки металла, разрабатывают резьбовые соединения. Благодаря этому мы можем не только имитировать собственные металлургические технологии, но и осуществлять математическое моделирование процессов, – говорит директор ИТЦ Павел Степанов.

Так, ОМК предлагает своим клиентам проведение испытаний по оценке коррозионной стойкости не только стандартными, но и новыми, а также экспериментальными методами. Это важно, ведь агрессивность среды от месторождения к месторождению различается, и не существует универсального метода оценки коррозионной стойкости труб.

Кстати

Для проведения коррозионно-механических испытаний стали при малой скорости деформации ИТЦ использует уникальную машину Cortest, которая обеспечивает воздействие давлением до 200 бар и температурой до 300 градусов Цельсия. За счет интенсивности испытаний металлурги быстро получают результаты лабораторных экспериментов, ведь разрушение образца происходит в течение нескольких дней.

Сотрудники ИТЦ постоянно отслеживают конкурентное поле, занимаются поиском инновационных идей во внешней среде, взаимодействуют с дирекцией по развитию и продвижению продуктов. Они являются постоянными участниками российских и международных научно-практических конференций потребителей, где выступают техническими специалистами. Рассказывают о новых разработках, в том числе на страницах отраслевых журналов, общаются с коллегами, консультируют потребителей.

За три года ОМК выделила на научные разработки более 400 миллионов рублей. И это только внешние исследования – с привлечением сторонних организаций. Эти деньги направили на работу с НИИ, университетами, исследовательскими центрами и технологическими стартапами. ИТЦ сотрудничает с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами, в числе которых – ЦНИИ черной металлургии имени Бардина, МИСиС, МГТУ имени Баумана. Если для запуска нового продукта недостаточно собственных компетенций или ресурсов, привлекают подрядчиков, которые проводят исследование, запускают «пилоты» и готовят рекомендации по широкомасштабному внедрению. Иногда вместе со сторонними экспертами ИТЦ занимается улучшением имеющихся технологий и разрабатывает новые методики испытаний. Впрочем, около половины всех разработок коллектив ИТЦ делает самостоятельно. 

7 инфографика 1
Кликайте на картинке, чтобы рассмотреть инфографику в деталях

Еще один важный аспект – работа с клиентом после продажи, которая тоже не обходится без участия ИТЦ. Споры, которые могут возникнуть при поставке и эксплуатации продукции, призван решать отдел по претензионной работе. При необходимости ЦИЛ ИТЦ привлекают для проведения дополнительных исследований металла.

Кроме того, в ОМК работает управление инжиниринга и надежности продукции, которое контролирует, как «живет» продукт дальше. Отсюда тоже идет поток идей для новых разработок ИТЦ, которые понадобятся покупателю в будущем. Такая работа позволяет объективно оценивать перспективность тех или иных проектов и корректировать стратегию развития.

– ОМК непрерывно расширяет продуктовую линейку, чтобы удовлетворить самые разнообразные запросы и требования потребителя. Наши уникальные решения по повышению эксплуатационной надежности и внедрению новых технологий производства позволяют компании сохранять репутацию сильного и клиентоориентированного производителя, на деле отвечающего за качество своих продуктов, – резюмировал Павел Степанов.

13 патентов

на свои разработки получила компания в 2020 году. Сейчас в активе выксунского ИТЦ более 55 патентов и уникальных разработок.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий