Выпуски
Вход

Никто не умрет из-за работы

Нулевой травматизм казался утопией, а оказался практической концепцией

В то время как представители всех направлений на производстве бьются за «рост», «увеличение», «повышение», «положительную динамику» и прочие синонимы, стремящиеся к плюс бесконечности, специалисты в области безопасности производства мечтают о том, чтобы свести показатели своей работы к полному нулю. Впрочем, не только мечтают, но и идут к своей мечте (а точнее, к цели) шаг за шагом. Путь к этой цели – концепция Vision Zero, движение к нулевому травматизму.

Дорога не на кладбище

Впервые идею Vision Zero (и само это название) предложили в Швеции – относительно дорожного движения. Авторы концепции решили добиться неслыханного: чтобы люди перестали погибать в ДТП. Интересно, что во главу угла поставили не технический, а этический принцип – нетерпимость к смертельному травматизму на дорогах и неприятие самой мысли о том, что аварии со смертельным исходом являются неизбежным злом, сопутствующим развитию автотранспорта. Второе название концепции так и звучит: «Принцип нулевой терпимости».

Конечно, программа подразумевала не только развитие нового взгляда на безопасность, но и солидные вложения: нужно было полностью пересмотреть всю дорожную инфраструктуру и перестроить ее таким образом, чтобы исключить все возможные риски. В частности, концепция подразумевает полное разделение потоков автомобилей, велосипедов и пешеходов; предписывает разделять городские улицы на несколько категорий – каждая со своими нормами; поддерживает стремление к ограничениям (машина физически не может заехать туда, куда заезжать не должна) и унификации внешнего вида объектов на дорогах.

Изначально концепция подверглась нещадной критике: во-первых, идею считали в принципе утопической (где это видано, чтобы люди не гибли под колесами?!), во-вторых, ее реализация требовала огромных расходов из бюджета.

– У нас были не столько политические проблемы, сколько экспертные, – рассказал идеолог концепции Матс-Оке Белин, стратег по транспортной безопасности Шведского управления по транспорту, в интервью сайту Citylab. – Наибольшее сопротивление Vision Zero оказывали экономисты, которые всю жизнь максимизировали прибыль. Им было сложно объяснить идею недопустимости смертей. В их экономической модели есть затраты и прибыль, и, хоть они и не заявляют это напрямую, но подразумевают «оптимальное» количество смертей – некий обязательный платеж за транспорт. А наша идея заключается в том, что вовсе недопустимо гибнуть или травмироваться на дорогах. Второй группой, у которой были проблемы в понимании Vision Zero, стали наши друзья-эксперты. Большинство долго и упорно отстаивали идею, что залог безопасности – в изменении человеческого поведения. Однако один из постулатов Vision Zero – все люди ошибаются, поэтому нужно создать систему для людей, а не приспособить людей к системе.

Время показало, что Матс-Оке Белин был прав. В 1997 году, когда парламент Швеции принял программу Vision Zero, в стране фиксировали семь смертей в ДТП на 100 000 человек. К 2019-му этот показатель снизился в два раза, притом что система подсчета аварий ужесточилась и статистика стала учитывать не только данные дорожной полиции, но и обращения граждан в медицинские учреждения после происшествий с участием одного автомобиля. Для сравнения: в России уровень смертности на дорогах в 2019 году превышал девять на 100 000 человек.

Вслед за Швецией концепцией Vision Zero заинтересовались в Нидерландах, Великобритании, США и Канаде. Где-то программа утверждена на государственном уровне, где-то действует в отдельных городах.

Кстати

Внедрить Vision Zero в России предложил фонд «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» в 2018-м. Чуть позже в том же году в стране была принята стратегия безопасности дорожного движения, предполагающая значительное сокращение смертности в ДТП. Как сказал глава Госавтоинспекции МВД Михаил Черников, разработчики ориентировались на шведскую программу. В феврале 2020 года заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Москвы Артур Шахбазян заявил, что концепцию Vision Zero планируется внедрить в транспортную стратегию столицы к 2024 году.

Vision Zero ложится на всякую почву

Хорошая идея долго не залеживается в одной сфере, и вслед за транспортной сферой концепция пришла на производство. И снова – в Швеции. В марте 2014 года парламент начал переговоры с социальными партнерами о применении Vision Zero не только на дорогах, но и на всех потенциально опасных рабочих местах. Суть новой стратегии сформулировали просто: «Никто не должен умереть или получить увечье в результате своей работы». Готовую концепцию для производства представили в 2016 году. Среди ее целей кроме собственно исключения смертельного и тяжелого травматизма были заявлены увеличение инвестиций в научные исследования и обучение работников.

Параллельно развитием концепции занималась Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО), объединяющая около 400 национальных учреждений из 150 государств. Первой собственную стратегию Vision Zero разработала секция угольной отрасли МАСО. Документ основан на смелом тезисе: даже в этой сфере можно создать такие условия, чтобы несчастные случаи ушли в прошлое, никто не умирал и не получал пожизненного увечья на работе. В июне 2015 года к стратегии решили присоединиться все 13 отраслевых секций ассоциации. А в сентябре 2017 года в Сингапуре прошел Всемирный конгресс по безопасности и гигиене труда, на котором представители МАСО объявили о том, что стратегия Vision Zero получила международный статус.

Кстати

В мире не существует общепризнанных методик расчета окупаемости затрат на безопасность производства. Прямые потери при наступлении одного несчастного случая трудно оценить, еще сложнее подсчитать косвенные потери. Эксперты из стран Евросоюза предлагают считать, что в среднем каждый евро, вложенный в безопасность производства, приносит три-четыре евро за счет предотвращения потерь, выплат по больничным листам и возможным штрафам, а также повышения операционной эффективности в целом.

Россия присоединилась к движению в декабре 2017-го. Министерство труда и социальной защиты РФ и Международная ассоциация социального обеспечения подписали меморандум о развитии концепции нулевого травматизма. Государство обещало привлекать компании к участию в движении, а МАСО обязалась предоставить информацию о передовых практиках Vision Zero. К концу 2020 года о намерении добиться нулевого травматизма заявили 600 компаний из 25 регионов России. К этой же цели идет ОМК.

– У нас есть собственное понимание пути, по которому мы движемся к культуре безопасности. Это движение во многом перекликается с Vision Zero. Концепция нулевого травматизма основана на убежденности, что все несчастные случаи на производстве можно предотвратить, а компании обязаны придерживаться трех базовых ценностей: охраны здоровья, безопасности и благополучия персонала, – объясняет Александр Пивиков, директор по безопасности производства Выксунского металлургического завода. – Достижение нулевого уровня травматизма не кажется мне космической целью. И нет ничего плохого в том, чтобы ориентироваться на идеальный результат. К тому же концепция Vision Zero достаточно универсальна: она хорошо ложится и на металлургическую «почву».

Кстати

Более 1 000 респондентов приняли участие в исследовании МАСО, посвященном безопасности производства. На вопросы отвечали собственники бизнеса, директора, менеджеры, специалисты по ОТиПБ, рядовые работники. Результатом этой работы стало создание практического руководства по реализации концепции Vision Zero.

На том же конгрессе в Сингапуре в 2017 году МАСО представила руководство, которое работодатель может применить на производстве. Методичка включает семь «золотых правил». Каждый раздел посвящен одному из правил, включает несколько принципов и перечень контрольных вопросов, которые помогают оценить, насколько хорошо эти правила выполняются на конкретном производстве. Специалисты по безопасности производства, конечно, знакомы с руководством Vision Zero, а тем, кто еще не настолько глубоко погрузился в тему, «ОМК Команда» обозначит семь правил и кратко объяснит каждое.

Правило 1: «Стать лидером – показать приверженность принципам». Поведение руководителя имеет решающее значение: он должен не только устанавливать правила, но и неукоснительно следовать им. Скажем, появление директора на промплощадке без необходимого комплекта СИЗ – нонсенс. Кроме того, руководителям рекомендуется реагировать на любое нарушение. То, как поступают сами менеджеры, с чем они мирятся и на чем настаивают, определяет норму поведения работников.

Правило 2: «Выявлять угрозы – контролировать риски». Своевременная оценка рисков позволяет предупредить аварии и сбои в работе оборудования. И заниматься этим должны не только руководители, но и работники предприятия, а научиться этому они могут на практических инструктажах. Сегодня таким инструментом пользуются во всем мире.

Правило 3: «Определять цели – разрабатывать программы». Разработчики методички советуют ставить конкретные цели на среднесрочную перспективу, например на три года. Целью может быть общее снижение числа аварий, а может – достижение каких-то показателей в проблемных сферах: в эксплуатации вилочных погрузчиков или в снижении уровня пыли на рабочем месте. И обязательно нужно информировать работников о движении к цели.

Правило 4: «Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации». Эксперты МАСО называют систематическое совершенствование системы ОТиПБ хорошей идеей. «Это не требует больших усилий, зато окупает себя. Вам помогут перечни контрольных вопросов», – говорится в руководстве Vision Zero.

Правило 5: «Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием». Несмотря на важнейшую роль культуры безопасности, первостепенное значение остается за мерами технического характера. Станки, помещения и инструменты должны соответствовать нормам охраны труда, а следить за этим предлагается не только специалистам по безопасности производства, но и сотрудникам отдела снабжения при приобретении нового оборудования и инструментов.

Правило 6: «Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки». Авторы руководства советуют работодателям инвестировать в обучение сотрудников. Оборудование становится все эффективней, но вместе с тем и сложнее – а знания о работе на нем устаревают стремительно. Значит, как никогда важным становится непрерывное обучение. «Исключений не должно быть и в отношении руководства!» – особо подчеркивают эксперты.

Правило 7: «Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия». Обучать сотрудников мало – нужно их еще поощрять. Ничего не стоит похвалить человека за безопасное поведение или спросить его мнение о решении той или иной задачи, а эффект может оказаться отличным. Цель такого подхода в том, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах. «Один за всех, все за одного!» – резюмируют авторы русской версии методички. 

Многие специалисты понимают концепцию Vizion Zero шире, чем просто «нулевой травматизм». Это ноль воздействия производства на людей и среду по всем направлениям деятельности: ноль происшествий и аварий, ноль пожаров, ноль негативного влияния на природу. Мы считаем такой подход более правильным. И поэтому в нашу функциональную стратегию по экологии (недавно мы успешно защитили ее на комитете по управлению эффективностью) мы включили цель – внедрить элементы программы «Цель ноль» (Vision Zero).

Михаил Козлов директор по безопасности производства ОМК (до марта 2021 года)
Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий