Выпуски
Вход

МуМусор представляет хламур и трэш-арт

Как старые предметы становятся новым искусством

Весь покрытый мусором, абсолютно весь, остров невезения в океане есть… Всего в России, утверждает «Гринпис», насчитывается больше 14 тысяч крупных мусорных свалок общей площадью свыше 4 миллионов гектаров. Для сравнения: площадь Кипра, где любят отдыхать россияне, – в четыре с лишним раза меньше, всего 925 с небольшим тысяч гектаров. Добавим к легальным полигонам бытовых отходов как минимум 60 тысяч несанкционированных свалок в лесных массивах и на заброшенных сельхозугодьях – окажется, мы просто живем на свалке!

Ежегодно каждый россиянин выбрасывает около 500 килограммов бытового мусора, которые в масштабах страны превращаются в 70 миллионов тонн. Это в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса (6,2 миллиона тонн). Если не начать решать проблему прямо сейчас – бьют тревогу активисты международной природоохранной некоммерческой организации, – наши отходы превратятся в восьмое чудо света. И случится это очень быстро: только с 2008 по 2018 год объем образования отходов вырос в два раза. При этом перерабатывается в России только 4% отходов. Такими темпами всего через 10 лет площадь свалок в России будет превышать площадь двух Азовских морей.

Кстати

Крупнейшая в России – размером в 100 футбольных полей – челябинская городская свалка закрылась в 2018 году. Сюда свозили все: стекло, пластик, строительный мусор, пищевые отходы. 12 миллионов кубометров отходов на 75 гектарах ежегодно выбрасывали в атмосферу 60 тысяч тонн вредных веществ, в том числе большое количество метана. Рекультивация свалки началась в 2019 году благодаря нацпроекту «Экология» и будет полностью завершена в ноябре 2021 года. Проект реализуют специалисты «Росатома» с использованием передовых технологий очистки выбросов. Жителям и экологам предстоит решить, что будет на месте свалки: зеленый холм или молодой лес.

А в 40 километрах к юго-западу от Москвы, в Калужской области, на территории бизнес-парка «Грачи», работает необычный «МУзей МУсора», сокращенно и ласково – «МУ МУ». Ни собаки, ни коровы здесь ни при чем. Впрочем, пасущаяся на лугу при входе в музей буренка из ржавого железа и проволоки с глазницами-фарами, набитая доверху пластиком, – уже реклама для любопытных.

Писатель Николай Андреев, проезжая по Киевскому шоссе, увидел указатель «МУзей МУсора» – и из любопытства свернул по нему.

– Я начал улыбаться, едва только въехал на территорию музея. Огромная корова из полиэтиленовых бутылок, юрта из старых вещей, фигуры из запчастей, лошадь из железок, древнегреческая арка из вентиляционных труб. А когда входишь в музей, улыбка становится шире, шире – и уже не сходит с губ, пока осматриваешь экспонаты, – рассказывает писатель. – Позже-то я узнал, что творческая концепция создателей музея – «Узнать. Удивиться. Улыбнуться». И концепция реализована на 100%. Заставили меня улыбаться. Заставили удивляться: как из мусора, который каждый из нас производит неустанно и безостановочно, рождаются произведения искусства. Ну а узнать – это, скорее, воспитать в человеке, особенно в маленьком, чуткое отношение к окружающему пространству, сделать его непримиримым к загрязнению.

Мусор занимает огромное помещение, но в таком формате не пугает, а удивляет

Музей, вызывающий улыбку, создали дизайнеры московской арт-группы Büro. «В течение многих лет мы работали над созданием различных объектов – отелей, офисов, жилых домов, музеев. В итоге накопилось много ненужных старых предметов, которые было просто жаль выбросить: бытовая и офисная техника, мебель, бесконечные обрезки тканей от штор и прочее. Много – целый ангар-склад площадью в 1 000 квадратных метров. Постепенно использование старых вещей в создаваемых нами интерьерах стало фирменным знаком нашей креативной команды», – рассказывают авторы.

Однако ценный мусор копился значительно быстрее, чем художники успевали его творчески утилизировать. Тогда у дизайнеров интерьеров и родилась идея создания «МУзея МУсора» – пространства, где вещи приобретают новую красивую веселую жизнь, а не выбрасываются на помойки.

Каждый год экспозиция музея пополняется – и сейчас насчитывает около 500 экспонатов от 400 авторов из 25 стран мира. Основательница музея Ирина Клочкова говорит: «В «МУ МУ» собраны работы как авторов с мировым именем в жанре «трэш-арта», так и обычных самоделкиных. Например, одну из самых любимых посетителями работ – скульптуру из шин «Розовый слон» – сделал помощник мастера в автосервисе под Астраханью».

Кстати

Экспозиция шедевров из бытового хлама создается сейчас в Калининградской области, в поселке Сосновка под Зеленоградском. Здесь откроется «МУ МУ КА» (МУзей МУсора КАлининграда) – филиал калужского художественного «МУзея МУсора». Там же, под Калининградом, есть арт-деревня Витланд: здесь в межсезонье работает арт-резиденция для художников, фотографов, писателей и кинематографистов. Ежегодно весной проходит экологический пленэр «Вторая жизнь», в котором участвуют художники, стремящиеся к переосмыслению процессов взаимодействия человека и природы и готовые использовать в своем творчестве экологически чистые и перерабатываемые материалы. Кстати, история арт-деревни началась с экологической катастрофы: в 2004 году предприниматели, взявшие в аренду участок на берегу Балтийского моря, вывезли с пляжа 14 длинномерных грузовиков мусора.

На входе в музей стоят разноцветные контейнеры с надписью «Даешь мусор в искусство!». Любой посетитель может прихватить с собой из дома немного разного хлама – и оставить здесь. Музей принимает и пускает в работу буквально все, что может стать предметом творчества, – болты, гайки, микросхемы, гвозди и так далее.

– Если попадете в музей, то, прежде всего, обойдите его, особо не всматриваясь, из чего сделаны экспонаты. Чтобы образы понять, оценить. А уж потом можно всмотреться: как создан портрет Стива Джобса или из чего сотворен черный медведь? И вот тут можно испытать полное восхищение: портрет – из электронных плат, а медведь – из кусочков старых автомобильных шин. Нет такого вида мусора, который воображение художника не превратило бы в картину, скульптуру, коллаж, инсталляцию. Впрочем, это не картины, не скульптуры в чистом виде, а некая художественная субстанция, – продолжает писатель Николай Андреев. – Из знакомых предметов возникают знакомые образы. Стреляный заяц создан из пустых гильз охотничьих патронов. А если собрать разнообразные пластмассовые предметы всех оттенков розового цвета, то получится розовая золотая рыбка. Часы из костяшек домино и CD-дисков; заварочный чайник, декорированный кубиками; платье из конфетных фантиков (создано, кстати, детьми коррекционной школы под руководством педагога Светланы Наумовой из Иркутска: дольше года они собирали фантики). А вот роботы из железяк, драконы из шин, пальмы из пластиковых бутылок, изящные конструкции из ножей и вилок. Современное искусство из подручных материалов.

Каждый экспонат можно долго разглядывать, пытаясь понять, из чего он создан

Кроме того, в музее есть удивительная комната «Хламур», все экспонаты которой сделаны в стиле «трэш-арт» из того, что художник Наина Величко нашла под руками (и под ногами). В дело пошли обрезки труб, бобины от скотча, туалетной бумаги, обоев, пузырьки, коробки от конфет и от парфюма, обрезки тканей, обоев, фантики, бантики и прочие атрибуты «хламура». А появились – инсталляции, пародирующие шедевры мировой живописи. Зритель узнает картины «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Охотники на привале» Василия Перова, «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, диптих Альбрехта Дюрера «Адам и Ева». Их дополняют «Старые сказки на новый лад» – «Репка», «Емеля», «Дюймовочка».

– Особенное внимание детям: важно именно в юном возрасте воспитать привычку не загрязнять свою планету. В «МУ МУ» проходят образовательные экскурсии, мастер-классы по художественной переработке мусора. Входишь в музей с улыбкой, а уходишь из него задумавшись, – признается Николай Андреев. – Главный вопрос, который художники задают зрителю: что произойдет с миром, если человек будет продолжать бездумно бросать мусор? И еще я подумал: будь я министром культуры, то издал бы приказ: в каждом большом и маленьком поселении создать музей мусора. Это будет и художественный центр, и воспитательный. Не позволим мусору заполонить планету, дадим ему вторую жизнь в виде произведений искусства!

Кстати

В издательстве Individuum выходит книга журналиста Андрея Яковлева «Страна отходов. Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти». Автор побывал на свалках и сортировочных станциях, поговорил с экологами и чиновниками, проследил путь отходов и рассказал, почему государство не спешит заниматься переработкой мусора.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий