Энергия из синергии
Белгород и Челябинск перестают соперничать и начинают сотрудничать
Одним из своих приоритетов ОМК сегодня обозначает получение максимального эффекта от взаимодействия челябинского и белгородского заводов, работающих на одних и тех же рынках и выпускающих схожую и взаимодополняющую продукцию. Как сказал в конце мая Сергей Торопов, синергии в том объеме, в каком ожидала компания, приобретая «Белэнергомаш», до сих пор не случилось. Сейчас общая волна трансформации должна приблизить два завода друг к другу. «ОМК Команда» разбиралась, как это произойдет.
Выгодное приобретение
В феврале 2020 года Объединенная металлургическая компания купила у пула белгородских предпринимателей 100% акций компании «Белэнергомаш-БЗЭМ». Финансовые аналитики оценили сделку как весьма выгодную, открывающую перед ОМК широкие возможности для выхода на новых потребителей, в частности в сфере атомной и тепловой энергетики.
К трубным и металлургическим заводам ОМК добавился один из лидеров энергетического машиностроения, экономически устойчивый, без финансовых проблем, с репутацией надежного поставщика «Росатома» и крупнейших нефтегазовых компаний России. Кроме того, белгородское предприятие – активный экспортер: около 30% продукции завод поставляет за рубеж. Речь идет прежде всего о строящихся по российскому проекту атомных электростанциях в Китае, Индии, Турции, Бангладеш. Несмотря на пандемию коронавируса и спад деловой активности среди ключевых клиентов, в 2020 году белгородский завод ОМК по-прежнему демонстрирует хорошие финансовые результаты.
Приобретая «Белэнергомаш», компания рассчитывала на синергию, умножение потенциала и возможностей своих предприятий, тесную кооперацию.
Белгородский завод еще до вхождения в ОМК поставлял металлоконструкции из труб круглого и профильного сечения для строящегося трубопрокатного цеха завода ОМК в Выксе (новый цех будет выпускать бесшовные трубы нефтегазового сортамента).
– Мы рады, что к команде ОМК присоединились высокотехнологичная компания «Белэнергомаш» и ее профессиональный коллектив. Наша цель – за счет синергии с другими заводами ОМК усилить позиции белгородского завода как лучшего в стране производителя продукции для атомной промышленности, ведущего производителя металлоконструкций, котлов и котельного оборудования. Уверена, что интеграция опыта и технических школ всех наших предприятий позволит создать новые уникальные продукты для наших потребителей, – прокомментировала сделку президент ОМК Наталья Еремина.
Белгородский завод сегодня выпускает котельное оборудование, сильфонные компенсаторы, соединительные детали трубопроводов, а также уникальные строительные металлоконструкции, которые используются в сложных проектах по всей России.
Атомный альянс
Сотрудничество Объединенной металлургической компании с Белгородским заводом энергетического машиностроения началось незадолго до сделки. В ноябре 2018 года ОМК и БЗЭМ подписали соглашение о совместных комплексных поставках оборудования и блоков трубопроводов для строительства российских и зарубежных атомных электростанций – Белорусской, Курской, «Куданкулам» (на фото), «Руппур», «Аккую», – а также соединительных деталей трубопроводов для тепловых станций и объектов нефтегазового комплекса. Предполагалась также совместная программа, направленная на увеличение объема использования металлоконструкций из труб круглого и профильного сечения для объектов промышленного и гражданского назначения, компании планировали обмен компетенциями и реализацию проектов в области НИОКР.
К тому моменту челябинский завод ОМК, традиционно специализирующийся на выпуске соединительных деталей трубопроводов (преимущественно большого диаметра для нефтегазовой отрасли), стал заходить на новый для себя рынок изделий для атомной и тепловой энергетики. Производство деталей трубопроводов для АЭС развернули в цехе предприятия, который ранее выпускал продукцию по ГОСТ – крутоизогнутые отводы малого и среднего диаметров. Из-за высокой конкуренции среди ведущих игроков рынка, появления большого числа фирм, выпускающих контрафактную продукцию по низким ценам, стагнации спроса на продукцию по ГОСТ производство таких изделий стало сокращаться. На челябинском заводе пересмотрели портфель заказов, сделав ставку на выпуск высокомаржинальных продуктов – заказы для АЭС как раз из их числа. Выпустили первые небольшие партии изделий для Нововоронежской и Белорусской атомных станций.
Учитывая растущую динамику объемов строительства АЭС в России и за рубежом и, как следствие, постоянно растущий спрос на соединительные элементы, в том числе по международным стандартам EN и ASME, на предприятии начали масштабный проект технического перевооружения. К настоящему моменту закупили большую линейку оборудования для производства крутоизогнутых отводов и блоков трубопроводов из нержавеющих сталей (именно их применяют при строительстве атомных электростанций).
Продвигаясь на новый рынок, челябинцы неизменно соперничали с белгородцами. Только опыт и, соответственно, силы в борьбе не были равными: «Белэнергомаш» начал производить элементы трубопроводов из нержавеющей стали в середине 1970-х годов. Завод выпускал 56 тысяч тонн этой продукции в год – и один покрывал потребности всего Советского Союза. Возможности челябинского предприятия в изготовлении этой продукции были гораздо скромнее, да и получить серьезный заказ «Росатома», не имея должного опыта работы, всегда сложно.
В этот момент и возник альянс: белгородский завод, обладающий именем и опытом, стал закупать у челябинского элементы для производства блоков трубопроводов – крутоизогнутые колена (отводы) из нержавеющей стали, которые сам не выпускает. Параллельно в Челябинске освоили производство сварных блоков трубопроводов для АЭС и приступили к выполнению ответственных заказов для зарубежных строек «Росатома» – индийской «Куданкулам» и бангладешской «Руппур».
В то же время «Белэнергомаш» поставлял для тех же иностранных АЭС значительно большие партии трубопроводов с элементами опорно-подвесной системы и сильфонные компенсаторы (сложное технологическое оборудование используется при обвязке паросиловых установок для компенсации температурных расширений, а также для компенсации осадки зданий). Кроме того, крупные партии трубной продукции для атомной энергетики отправляются из Белгорода на экспорт в Армению, Беларусь, Турцию, Китай, а также на стройки российских АЭС – Нововоронежской и Курской.
Недавно белгородцы разработали новинку – цельноштампованные корпусы трубопроводной арматуры из аустенитной нержавеющей стали для атомных электростанций. Новые изделия уже отправили на Курскую АЭС-2 и АЭС «Руппур». Также планируются поставки в Турцию и Индию.
От соперничества к сотрудничеству
В мае 2021 года, спустя чуть больше года после заключения сделки о покупке «Белэнергомаша», в ОМК принято решение: челябинский завод возглавил управляющий директор белгородского завода Александр Ващенко, причем две эти должности он будет совмещать. Компания поставила перед руководителем задачу укрепить позиции челябинского предприятия на рынке соединительных деталей трубопроводов в нефтегазохимической отрасли, а также повысить эффективность сотрудничества двух заводов в совместных поставках продукции для атомной отрасли, наладить обмен компетенциями между работниками и реализацию совместных проектов в области НИОКР.
Сам Александр Ващенко видит свою роль в руководстве челябинским предприятием как антикризисную меру. Последние три года завод работает с убытками, хотя со времен СССР был лидером в стране по производству соединительных деталей трубопроводов, первым предлагал рынку изделия для магистральных нефте- и газопроводов, которые прежде не выпускались.
– Необходимо загрузить завод заказами, эффективно выстроить производство и продажи, убрать все лишние расходы, применяя арсенал бережливого производства, и через год вывести предприятие на безубыточную работу, а затем и прибыль, – заявляет Александр Ващенко.
Новый управляющий директор провел целую серию встреч в цехах завода ОМК в Челябинске с рабочими, инженерами, специалистами.
– Первое впечатление от встреч: на предприятии хороший коллектив рабочих и специалистов, но есть некоторые проблемы в управлении, особенно в продажах. Мы, безусловно, не только будем привносить свои практики и методы работы, но и отсюда заимствовать все лучшее, – обещает Александр Ващенко. – Все будет делаться ради улучшения процессов производства, повышения качества работы персонала, укрепления конкурентных преимуществ для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов двух предприятий. Реальная и эффективная синергия двух заводов улучшит позиции ОМК как одного из ведущих производителей не только металлургической, но и машиностроительной продукции.
Завод ОМК в Челябинске выпускает более 1 000 типоразмеров продукции: отводы, переходы, тройники, заглушки, днища, переходные кольца, узлы и опоры трубопроводов, муфты стабилизирующих устройств. Предприятие основано в 1949 году, с 2005-го работает в составе ОМК. Завод имеет собственный инженерно-технологический центр в Уфе, где разрабатывается высокотехнологичное блочно-модульное оборудование для обустройства объектов нефте- и газодобычи и переработки углеводородного сырья. На заводе работают 1 700 человек.
Завод ОМК в Белгороде – один из крупнейших в стране производителей промышленных котлов и котельного оборудования, уникальных строительных металлоконструкций, сильфонных компенсаторов, соединительных элементов трубопроводов, кованых бесшовных труб, обладающий большими мощностями для выпуска изделий из нержавеющей стали. Предприятие основано в 1939 году как котлостроительный завод, в 2003-м в его состав вошел завод металлоконструкций. В 2020 году «Белэнергомаш» приобрела ОМК. На заводе работают 3 600 человек.
Вы можете оставить первый комментарий