Выпуски
Вход

Стол находок

Потерянные миллионы обнаружили в ломе и в упаковке

Компания пока не научилась делать деньги из воздуха и по-прежнему развивает высокотехнологичную металлургию. Но уже в этом году ОМК намерена хорошо заработать на вещах с неочевидной ценностью. Анализ рынков, нестандартные решения и новые бизнес-процессы в сферах оборотного лома и товарной упаковки должны подключить к единому денежному потоку новые ручейки – дополнительные десятки миллионов рублей. Драйвером прорывных проектов выступает команда дирекции по логистике (в 2020-м логистическим инновациям мы посвятили целый выпуск корпоративного журнала) и «ОМК-ЭкоМеталл», которая специализируется на заготовке лома. Директор по логистике ОМК Сергей Толстоухов рассказал «ОМК Команде», как расшивать узкие места и сшивать новые цепочки поставок, для того чтобы ненужное сделать ценным, а затратное – дешевым.

Вломиться в рынок

В прошлом году логисты успешно занимались ломом в проекте оптимизации перевозок «Лом – труба», что дало эффект более 30 миллионов рублей, а также снизили стоимость доставки лома железнодорожным транспортом. Перезагрузка ОМК, стартовавшая в первом квартале, расширила их зону ответственности – руководитель корпоративной логистики теперь курирует работу оператора металлоломного бизнеса компании – «ОМК-ЭкоМеталл».

Справка

Оборотный лом – отходы металлургического производства: бракованные слитки, недоливки, обрезь частей непрерывнолитых заготовок и слябов, обрезь проката. Как и другие виды лома, оборотный лом идет на переплавку.

– Когда начали разбираться, как на местах работают с оборотным ломом, поняли, что единого подхода не существует. В депо «ОМК Стального пути» продажу лома курировала «ОМК-ЭкоМеталл», главная задача которой – обеспечивать ломом литейно-прокатный комплекс в Выксе, – а на челябинской, благовещенской и альметьевской площадках (с 1 июня последняя – филиал выксунского завода ОМК. – А. К.) реализация лома находилась в сфере ответственности коммерческих служб. Централизации и единой стратегии реализации оборотного лома не существовало, этот процесс шел как вспомогательный – без детального изучения рынка, его динамики, основных потребителей, – говорит Сергей Толстоухов. – Между тем рынок оборотного лома – сложнейшая структура с продавцами, посредниками, конечными потребителями и другими заинтересованными сторонами; там множество участников и все очень динамично. Это как рынок рудных материалов или металлопроката – целое направление, которое требует серьезного погружения.

5 инфографика 1
Кликните на картинке, чтобы рассмотреть инфографику в деталях

Самый мощный генератор оборотного лома в ОМК – выксунский завод. Весь объем по отлаженной схеме уходит на ЛПК. На втором месте – депо «Стального пути». А всего производственные и ремонтные площадки компании (за исключением Выксы) дают около 60 000 тонн лома в год. Если умножить это на цены по состоянию на начало мая, получается 1,3 миллиарда рублей – гипотетическая выручка ОМК. Проанализировав продажи этого специфического товара за 2020 год, в ОМК поняли, что компания может получить на 50–60 миллионов рублей больше по сравнению с 2020-м.

Цифры ≈ 60 тысяч тонн – годовой объем генерации оборотного лома на производственных и ремонтных площадках ОМК, вошедших в контур нового проекта дирекции по логистике.
≈ 50 миллионов рублей – потенциальный дополнительный эффект ОМК при изменении процесса реализации оборотного лома.
≈ 1,2 миллиона тонн – ежегодная потребность ЛПК в ломе.

– Конечно, никто намеренно рост прибыли не тормозил. Рынок лома достаточно волатильный: чтобы «выжать» максимальную выгоду, надо его хорошо знать, надо в нем «плавать». Раньше было предельно просто: кто из покупателей давал в системе SAP CRM лучшую цену на партию лома, к тому она и отправлялась. Рыночные цены практически не анализировали, конкурентная среда довольно малочисленная, лом в большем объеме отгружался посредникам, – объясняет директор по логистике ОМК.

Заработать на расстоянии

Проект, направленный на повышение эффективности реализации оборотного лома, стартовал в апреле. Фундаментальная задача – разделить потоки: часть лома через «ОМК-ЭкоМеталл» целесообразнее отгружать в Выксу на ЛПК, а часть – по-прежнему продавать вовне, но на лучших условиях. Поможет доступ ремонтных депо «Стального пути» к железнодорожной сети: большинство подразделений вагоноремонтной компании ОМК, локализованных в центральной части европейской России (например, в Калуге, Муроме или Арзамасе), будут отправлять лом выксунскому заводу. Приоритетная цель по внешнему сбыту – выйти на конечных покупателей, чтобы не кормить цепочку посредников, а получать их маржу в качестве собственной прибыли. Около 50% оборотного лома предприятий ОМК должно уходить покупателям вне компании.

5 инфографика 2
Кликните на картинке, чтобы рассмотреть инфографику в деталях

В ОМК уже пересмотрели отпускные цены на оборотный лом для каждого региона с учетом анализа местных рынков. Характерно, что большинство компаний-партнеров приняли новые условия, понимая, что времена стабильно «льготных» цен не вернутся.

Как говорит Сергей Толстоухов, сотрудничество с коллегами-металлургами в сфере оборотного лома в будущем способно принести обоюдную выгоду. Ключ к синергетическому эффекту – география. С учетом локализации генерирующих лом предприятий и конечных потребителей лома – сталеплавильных комплексов, – идеальная схема партнерства могла бы выглядеть как обмен ломом через куплю-продажу в разных регионах без затрат на логистику. Это направление сейчас – предмет тщательной проработки, анализа и учета интересов.

Факт

По данным Федеральной антимонопольной службы России, 10 из 10 ведущих покупателей лома в стране (металлургические компании) приобретают его в том числе в точках, которые находятся на расстоянии 1 500 километров и дальше от места использования сырья.

– Разрабатываем модель оптимальной поставки лома на ЛПК с учетом места отправки, считаем, какие объемы на чем выгоднее привозить – автотранспортом или по железной дороге. Еще я уверен, что управляемая цепочка не должна заканчиваться у ворот ЛПК – для максимального экономического эффекта ее нужно продлить до стадии погрузки лома в бадью, – продолжает Сергей Толстоухов. – Сейчас разбираемся в каждом процессе, находим ниточки, чтобы развязать все основные узелки.

Важный предварительный результат работы по перенастройке маршрутов поставок на ЛПК – удешевление лома заготовительных площадок «ОМК-ЭкоМеталл» по сравнению с трейдерским ломом на 1 100 рублей за тонну по итогам апреля.

Кстати В прошлом году на выксунской площадке ОМК запустили масштабный проект «Лом – сталь». Цель – повысить эффективность закупки и переработки лома в подразделениях «ОМК-ЭкоМеталл» и ЛПК, чтобы получать качественную сталь при минимальных затратах. В проекте задействованы производственники, ремонтники, энергетики, экономисты, ИТ-специалисты, менеджеры по развитию производственной системы. Проект включает 69 инициатив с широким охватом: от сокращения стоимости доставки лома и повышения эффективности перегружателей ЛПК – до сквозного планирования и снижения затрат на электроэнергию и легирующие элементы. Фактический эффект от реализации инициатив первого этапа проекта (на февраль 2021 года) составил 366 миллионов рублей. Совокупный оцененный эффект проекта до конца года – 610 миллионов рублей.

Забрать свое

Весной команда дирекции по логистике начала заниматься еще одной интересной «оптимизаторской» задачей – сокращать расходы компании на упаковку. В прошлом году ОМК потратила на упаковочные материалы 420 миллионов рублей. Руководство уверено, что упаковку можно удешевить без повышения рисков для продукции при перевозке, а итоговую стоимость товаров – снизить.

– Раньше компания просто хотела использовать хорошую надежную упаковку. Но технологии не стоят на месте, появляются новые материалы, возможности для повторного использования упаковки. Мы хотим снижать затраты за счет этого, – рассказывает Сергей Толстоухов. – Максимальное удорожание нашей продукции из-за упаковки достигает 15 000 рублей на тонну. Конечно, такая «наценка» касается в основном заводов, где отгружают уникальную машиностроительную продукцию с применением нестандартных упаковочных решений, но резерв для снижения расходов на упаковку есть на каждой площадке ОМК.

Кстати

На челябинском заводе ОМК особым образом упаковывают соединительные детали для строительства АЭС «Куданкулам» (Индия) и «Руппур» (Бангладеш), проекта по добыче нефти «Западная Курна – 2» (Ирак). Поскольку изделия предназначены для регионов с жарким и влажным климатом, их укладывают в деревянные короба, обитые изнутри паропроницаемой гидроизоляционной мембраной. Дерево предварительно высушивают, выполняют фитосанитарную обработку – во избежание образования плесени и появления насекомых-вредителей.

В качестве одного из способов решения задачи в дирекции рассматривают практику возврата покупателями упаковочных материалов, например поддонов.

Еще одно направление – расширение сферы применения многоразовых резинокомпозитных материалов, чтобы их также можно было возвращать на заводы. Такой реквизит своими силами много лет выпускают на выксунском заводе, его использование в качестве упаковки прекрасно себя зарекомендовало. Теперь вместе с продавцами логисты ОМК договариваются, чтобы покупатели не выбрасывали такую упаковку: компания намерена забирать ее возвращающимся с отгрузок транспортом.

Справка

На выксунском заводе ОМК изготавливают стойки, прокладки и другие элементы из резинокомпозита, защищающие поверхности и торцы труб от повреждений при транспортировке. Резинокомпозитный цех способен выпускать шесть видов изделий – столько существует пресс-форм. Годовой объем производства – до 36 тысяч изделий.

В дирекции по логистике просчитывают выгоды использования и альтернативных видов упаковки, например термоусадочных пленок. Они могут принимать форму содержимого и создавать прочную защитную оболочку под воздействием высокой температуры.

– Наши цели совпадают с общим трендом на повышение экологичности бизнеса. Древесина как упаковочный материал дорого стоит, кроме того, каждое срубленное дерево – ущерб планете. Минимизируем применение древесины и переходим на многоразовые упаковки из материалов, которые годятся для рециклинга. Важно, что экологические аргументы понятны клиентам, – отмечает директор по логистике ОМК.

В фокусе проекта сейчас – выксунская площадка компании. Именно там планируют в первую очередь минимизировать использование деревянных элементов упаковки. Первыми успехами проекта логисты ОМК считают успешные переговоры с пулом клиентов о возврате элементов деревянной и резинокомпозитной упаковки.

30–40 млн рублей

может принести проект по сокращению расходов на упаковку по итогам года.

Посмотреть вокруг

ОМК, разумеется, не одинока в своем стремлении отказаться от дорогостоящей и неэкологичной упаковки. Крупные бизнесы во всем мире по-разному справляются с этим вызовом. В российском подразделении международного химического концерна BASF рассказали редакции «ОМК Команды» о собственном «упаковочном» кейсе – проекте, реализация которого позволила радикально сократить сроки поставок, потенциальные риски для экологии и собственные логистические затраты.

– Для безопасной перевозки некоторых пестицидов концерн BASF применяет канистры с плазменным покрытием. Долгое время наше российское подразделение было вынуждено приобретать этот тип упаковки во Франции, потому что отечественных аналогов не существовало. В какой-то момент мы поняли, что больше не готовы мириться с длительным сроком поставок, финансовыми затратами и углеродным следом от транспортировки. Вместе с коллегами из отдела закупок и подразделения «Решения для сельского хозяйства» мы вышли на одного из крупнейших производителей пластиковой упаковки в России и убедили его освоить новую технологию, – говорит Елена Зубарева, менеджер BASF по производству химических средств защиты растений на территории ЕАЭС.

Она добавляет, что BASF организовал для своего партнера по проекту переговоры с бельгийской компанией, выпускающей оборудование для плазменного покрытия, и к сентябрю 2020 года предприятие установило необходимую машину на своей площадке, а первые канистры уже успешно прошли испытания в лаборатории BASF в Германии.

– Теперь концерн закупает сотни тысяч канистр, произведенных в России, и больше не заказывает 200 грузовиков ежегодно для транспортировки пустой тары на дальние расстояния. Средний срок поставок сократился с двадцати дней до четырех. За срок действия соглашения рассчитываем сэкономить шестизначную сумму в евро, – уточняет Елена Зубарева.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий