Выпуски
Вход

Куда мы катимся?

Пять вещей, которые изменят логистику в ближайшие пять лет


Эксперты компании PwC, известного игрока на рынке консалтинговых и аудиторских услуг, проанализировали мировую транспортно-логистическую отрасль и выделили пять факторов, влияющих на ее развитие. «ОМК Команда» внимательно ознакомилась с отчетом и готова кратко рассказать об этих пяти факторах.

Представление о будущем отрасли эксперты PwC составили, основываясь на данных опроса руководителей профильных компаний. Всего в исследовании приняли участие 85 представителей транспортно-логистической сферы из нескольких десятков стран. И во всех странах респонденты не сомневаются в том, что в отрасли следует ожидать прорывных изменений. Скорее всего, упомянутые руководителями компаний факторы будут влиять на рынок последовательно: эксперты расположили их на временной шкале в соответствии с уровнем зрелости решений.

Итак, изучаем.

Фактор 1. Цифровизация

Срок выхода на рынок: один год и далее

Цифровизация уже трансформирует все сегменты транспорта и логистики, и, по прогнозам, в ближайшие годы она будет самой сильной тенденцией, которая коренным образом изменит весь бизнес. Цифровые решения внедряются во всех направлениях транспортно-логистической отрасли. Исторически цифровизация с акцентом на ИКТ касалась офисных процессов и ПО, коммуникаций между сотрудниками и партнерами, административной деятельности. Сейчас они влекут за собой появление совершенно новых бизнес-моделей и процессов. Появляются разнообразные маркетплейсы, платформы для транзакций – и новые услуги.

Выгоду от изменений получат и потребители транспортно-логистических услуг. Эксперты предполагают, что качество обслуживания клиентов, в том числе корпоративных, повысится. Большее развитие получат системы заказа, отслеживания и оплаты в режиме онлайн. Цифровые сервисы в этой сфере ОМК начинает использовать уже сегодня, заказывая транспортные услуги через платформу-агрегатор. О том, как это работает, читайте в статье «Маршрут перестроен».

28%

составляет общий уровень цифровизации в компаниях транспортно-логистической сферы.

Фактор 2. Изменения в международной торговле

Срок выхода на рынок: два года и далее

Изменения в международной торговле, по данным экспертов PwC, прослеживаются в растущем объеме железнодорожных перевозок из Китая в Европейский союз. Конечно, пандемия коронавируса 2020 года внесла коррективы в развитие рынка, однако в целом ожидается, что тенденция в среднесрочной перспективе усилится. И это тоже откроет новые возможности для бизнеса.

В будущем эксперты прогнозируют настоящую революцию в отношениях между Европой и Китаем – благодаря инициативе «Один пояс и один путь» ­– и ожидают появления совершенно новых решений для торговых маршрутов. Инвестиции в транспортную инфраструктуру, включая интермодальные терминалы и центры таможенного оформления, а также появление новых трансграничных услуг изменят эту сферу до неузнаваемости.

25

стран в 2019 году получили продукцию Объединенной металлургической компании

Фактор 3. Изменения в процессах в связи с внедрением нового ПО

Срок выхода на рынок: три года и далее

Эксперты PwC видят динамичное развитие программных решений в течение следующих нескольких лет, однако предполагают, что для их выхода на массовый рынок потребуется время. Самыми важными решениями в этой сфере называют интеллектуальные транспортные системы, роботизацию бизнес-процессов, предупредительное техническое обслуживание, наблюдение и контроль с помощью дронов. Технологии будут развиваться на основе блокчейна и искусственного интеллекта.

Новшества значительно повысят безопасность и надежность транспортных систем. Роботизация бизнес-процессов позволит решить проблему нехватки специалистов. А машины с искусственным интеллектом, например беспилотные грузовики, сделают доставку продукции более быстрой и удобной. Беспилотным автомобилям «ОМК Команда» посвятила отдельную статью «Цифра» на рельсах».

> 72

млрд долларов составит глобальный рынок интеллектуальных транспортных систем к 2022 году, по прогнозам экспертов PwC.

Фактор 4. Изменение динамики внутренних рынков

Срок выхода на рынок: четыре года и далее

Расширение рынка онлайн-коммерции и оптимизация транспортно-логистической отрасли будут способствовать развитию экономики совместного потребления и интеграции цепочки создания стоимости между разными компаниями. 55 процентов руководителей из сферы транспортной логистики, респонденты исследования PwC, в ближайшем будущем собираются создавать новые стратегические альянсы или совместные предприятия, 38 процентов планируют слияния и поглощения, а 32 процента заявили о готовности сотрудничать с предпринимателями и стартапами.

На внутренних рынках можно выделить несколько перспективных тенденций. В частности, рынок онлайн-коммерции все больше осваивает крупный бизнес (и пандемия COVID-19 только ускорила этот процесс). В свою очередь, компании из сферы онлайн-коммерции все больше инвестируют в логистику, в частности в технологии для курьерской и почтовой доставки. Американский Amazon создает собственную службу «Доставка с Amazon» и вкладывает 1,5 миллиарда долларов в грузовой авиахаб, а германский Otto потратит 580 миллионов долларов на строительство и расширение высокотехнологичных логистических центров и складов. А компаниям, оказывающим услуги доставки в сфере онлайн-коммерции, приходится разрабатывать уникальные решения.

В сфере доставки грузов ожидаются новые решения на основе принципов экономики совместного потребления. И уже сегодня грузоперевозчики научились «объединять» несколько грузовладельцев в цепочки – и за счет этого снижать стоимость доставки для каждого из них. О том, как это происходит, читайте в статье «Холостым в логистике не место».

41%

факторов, оказывающих влияние на выбор в пользу того или иного интернет-магазина, связаны с логистикой (удобство и скорость доставки, возможность вернуть товар).

Фактор 5. Изменения в процессах в связи с внедрением нового оборудования

Срок выхода на рынок: пять лет и далее

Появление новой техники будет способствовать повышению эффективности доставки и складского хранения, считают эксперты PwC, однако это потребует новых инвестиций – и поправок в некоторые нормативно-правовые документы. Если говорить о конкретных технологиях, то в первую очередь упоминаются роботизация на складах (включая использование дронов), применение электромобилей (ожидается, что каждый год на дорогах будет становиться на треть больше таких машин), развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей и внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности в системы хранения.

Отдельно руководители компаний отрасли говорят о необходимости оптимизировать доставку на «последней миле». Сейчас на этот участок приходится в среднем 53 процента всех логистических расходов, тогда как на дальние перевозки – всего 37 процентов (остальное делят сбор заказов и сортировка товаров). Большинство операторов планируют развивать дропшипинг (схема работы, при которой товар продает посредник, а отправляет покупателю – производитель) и более широко применять постаматы. Конечно, трубу или рессору через постамат не доставишь (хотя почему бы и нет?), однако предприятия ОМК также стараются повышать эффективность на «последней миле». О том, как у них получается, читайте в статье «Рессора туда, рессора сюда».

78%

руководителей транспортно-логистических компаний планируют автоматизировать процессы и сократить за счет этого расходы в течение ближайших трех лет.

О большей части факторов, перечисленных в исследовании PwC, упоминает в статьях свежего номера и «ОМК Команда» (конечно, мы смотрим на них в первую очередь с точки зрения металлургии). Неохваченным осталось, пожалуй, только одно направление – международная торговля. Но мы все же решили не обходить его стороной и попросили одного из наших внешних экспертов более подробно рассказать об ожидаемых изменениях, в частности об усиливающемся экономическом и культурном взаимопритяжении Европы и Китая. Что нужно знать об этом, чтобы планировать бизнес на годы вперед?

В последние три десятилетия торговые отношения между странами были главным драйвером мирового экономического развития. В период с 1980 по 2010 год оборот торговли товаров увеличился более чем в восемь раз. Развивающимся странам экспорт товаров обеспечивал рост ВВП, при этом в странах с сильнейшей экономикой, таких как США и Япония, влияние экспорта на рост валового внутреннего продукта всегда было и остается несущественным.

03 Дина Шакенова
Дина Шакенова маркетолог группы компаний «Аривист»

Уже в конце 2010-х прирост международной торговли стал снижаться, уступая возрастающим трендам на локализацию производств и сокращению зависимостей от монополистов. Развитые страны стали осознавать риски разрыва производственной цепочки, которые несет в себе потенциальная потеря ключевого поставщика. Сбалансировать этот тренд позволили снижение транспортных и логистических издержек и растущая гибкость международного разделения труда.

Но, несмотря на глобальное снижение объемов международной торговли (в 2019 году эксперты зафиксировали упадок на 0,1 процента), международное сообщение укрепляется. В 2011 году из Китая в Европейский союз отправились 17 поездов, а в 2017-м – 3 673. Рост в 216 раз за шесть лет! И сегодня он не замедляется. Об этом говорит новая статистика China Railway Group: только в апреле 2020-го, когда в России в разгаре были карантинные меры, прошли 979 поездов – на 46 процентов больше, чем в апреле 2019-го.

Торговая связь между Россией и Китаем тоже становится крепче. Об этом говорит и планомерный отказ стран от доллара США в пользу национальных валют.

В течение следующих нескольких лет можно прогнозировать быстрый рост транспортных коридоров между Китаем и ЕС в рамках инициативы «Один пояс и один путь», а также других каналов взаимодействия с развивающимися странами. Объем торговли между Европой и Азией растет, а увеличение объема грузоперевозок становится индикатором инфраструктурных проблем, требующих внимания и инвестиций. Для бизнеса это сигнал о новых возможностях.

Справка

«Один пояс и один путь» – китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной инфраструктуры. «Один пояс и один путь» объединяет два проекта – «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».

«Экономический пояс Шелкового пути» нацелен на формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора.

«Морской Шелковый путь XXI века» включает создание двух морских маршрутов: один пойдет с побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой соединит приморские районы Китая и Европы через Южно-Китайское море и Индийский океан.

Развитие международных торговых связей требует вложений в транспортную инфраструктуру, строительство новых мультимодальных терминалов, модернизацию транспортных хабов. Рост инвестиций в бизнес определит снижение стоимости торговли и даст простор для новых направлений бизнеса, ранее не задействованных из-за высоких логистических затрат. Максимально перемены ощутят сферы почтовых и экспресс-доставок, складская инфраструктура, железные дороги, морской и речной транспорт.

Конечный потребитель выиграет от конкурентной борьбы внутри рынка транспортных услуг: стоимость и время доставки будут постоянно снижаться. Увеличение объемов международной торговли и экономический рост, хоть и задержанный пандемией коронавируса, означают большую доступность товаров с иностранных рынков. Это при условии определенного статуса-кво на политической арене без введения сильно ограничивающих санкций.

Справка

«Аривист» – группа компаний, оказывающая услуги таможенного оформления и доставки грузов. Работает с 1992 года. Входит в тройку крупнейших таможенных представителей по Северо-Западу. Более 80 процентов оформляемых в ГК деклараций приходится на грузы из Китая. Офисы расположены в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Новороссийске и Владивостоке.


Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий