Выпуски
Вход

Стой, иди и смотри

Как люди и муралы уживаются в одном городе?

Выкса – это не только трубы и железнодорожные колеса. Выкса – это город-музей, картинная галерея под открытым небом. Здесь стены домов стали холстами. Здесь в специально созданной арт-резиденции творят художники со всего мира. Здесь открываются доступные для каждого уникальные выставки. И все это – искусство простого человека, утверждают создатели фестиваля городской культуры «Арт-Овраг», принесшего Выксе широкую известность в России. О том, как большое искусство меняет жизнь маленького провинциального города, мы говорим с руководителем фонда «ОМК-Участие» Юлией Мишиной.

Десять лет назад фестиваль задумали, чтобы сократить культурный разрыв, который есть между мегаполисами и провинциальными городами. И сейчас город металлургов с населением чуть более 50 тысяч человек стал действительно центром современного уличного искусства. И не только.

Цитата 1 (Стой, иди и смотри)
Юлия Мишина генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие»
– Как «Арт-Овраг» изменил культурный ландшафт города?

– В Выксе открыта постоянно действующая арт-резиденция, уникальная площадка, где, проникнувшись духом и атмосферой города и его окрестностей, творят живописцы и графики, фотографы, скульпторы, музыканты из Москвы и Петербурга, стран Запада и Востока. Они создают произведения искусства, которые пополняют фонды музея истории, проводят выставки, мастер-классы и лекции. Креативное общественное пространство Ex Libris стало площадкой для встреч молодых, творчески и социально активных горожан, которые не только с пользой проводят свободное время сами, но и привносят в жизнь Выксы много позитива, наполняют ее новым смыслом. Тебе не обязательно уезжать за реализацией своих смелых культурных потребностей и замыслов в столицу – ты можешь стать творцом прямо здесь и сейчас.

– Возможно, все это имеет отношение к престижу города в глазах туристов. Но как большое искусство может изменить жизнь маленького человека, обычного горожанина, который, вероятно, никогда не слышал про Бэнкси и мало что понимает в тенденциях современного искусства?

– Хороший вопрос. И, знаете, на него пытаются ответить авторы и герои документального фильма «Искусство простого человека». Посмотрите, не пожалеете. Фильм создан к 10-летию фестиваля «Арт-Овраг». Один из создателей – артистический директор нашего фестиваля Федор Павлов-Андреевич, второй – арт-критик и телеведущая Анна Монгайт. На примере проектов фестиваля – и других заметных культурных событий в стране – авторы как раз рассуждают о таком феномене современного искусства, как вовлечение простых людей в сотворчество с именитыми художниками, театральными режиссерами, постановщиками балета.

Из зрителей «Арт-Оврага» выксунцы превратились в его участников

«Выход к людям» – такой лозунг выдвинул куратор «Арт-Оврага» Олег Шапиро в 2016 году – и запретил любое действо фестиваля, если в нем не участвуют местные жители. Как оказалось, творцом способен стать каждый. В фильме звучат истории металлургов: отца и сына Киселевых об участии в перформансе «Страсти по Мартену»; молодого жителя Выксы, любителя покататься на скейте Артема Макарова – о том, почему мусор, превращенный в искусство, изменил его сознание. Есть эпизод о том, как едва не погибла на стене выксунской многоэтажки во время ремонта работа талантливого уличного художника Павла Пухова (Паши 183), безвременно ушедшего из жизни, «Сказка о потерянном времени» – и как ее спасли неравнодушные жители города. Реставрировал работу, кстати, выксунский художник Андрей Андрианов, который в 2012 году был ассистентом у Паши 183.

Справка

Объединенная металлургическая компания и благотворительный фонд «ОМК-Участие» проводят в Выксе фестиваль городской культуры «Арт-Овраг» с 2011 года. Программа объединяет современное искусство, театр, паблик-арт, музыку и спорт. За годы существования фестиваля в Выксе были созданы 85 стрит-арт-работ и паблик-арт-объектов, построены 15 объектов городского дизайна, запущена программа промышленного туризма и открыта арт-резиденция, где побывали десятки художников со всего мира.

– Стрит-арт в России больше чем стрит-арт? Это искусство, которое одинаково нравится всем?

– Не всем, конечно. Поначалу было много недопонимания и откровенной вражды, были попытки разрушить арт-объекты, установленные в парках и во дворах города. И все-таки за годы фестиваля повзрослели дети, школьники, которые видели, как на их глазах поменялась Выкса. Они точно не станут вандалами. И кстати, в последние годы жители активно высказывают свое мнение о том, что хотели бы видеть на стенах. Например, рабочие металлургического завода были соавторами мурала Алексея Луки на стене цеха, предлагали свои идеи. Людям нравится, что город стал ярче и обрел новое современное лицо.

Как нам это удалось? Конечно, мы проводили десятки встреч и лекций по современному искусству, знакомили людей и местные власти с его историей, объясняли его смысл. Постепенно «Арт-Овраг» эволюционировал в крупнейший фестиваль городской культуры, который помогает менять целый город с участием местных жителей разных возрастов. И современное уличное искусство стало частью фестивальной программы.

В итоге все вложения фонда и компании в культурные проекты, в искусство – это вложения в людей, людей, живущих в городе.

– Что сегодня в копилке уличного искусства города?

– Сейчас в Выксе, пожалуй, самая большая в нашей стране концентрация арт-объектов на один квадратный километр. Около сотни работ, и большая часть из них – настенные росписи самых известных стрит-художников России и дальнего зарубежья. Торцы панельных многоэтажек украшают муралы таких знаменитостей, как Паша 183 и Слава ПТРК, в парке по ночам светится надпись стрит-концептуалиста Тимофея Ради «Все это не сон», художественно преобразились автобусные остановки и игровые площадки.

Выксунский парк украшает композиция Тимофея Ради

А в 2017-м стрит-арт пришел на Выксунский металлургический завод: наружные стены одного из цехов расписал Миша Most – мурал площадью 10 800 квадратных метров считается самым большим в Европе и занесен в Книгу рекордов России. В 2019 году другой художник, Алексей Лука, украсил торец другого цеха муралом, который представляет собой полуабстрактный коллаж из форм деталей, выпускаемых на заводе. Эти две работы дали начало первому в России индустриальному стрит-арт-парку. Парку, где живут муралы.

Индустриальный стрит-арт-парк создан, в первую очередь, для заводчан. Этот проект преображает заводское пространство, показывает его в другом ракурсе, позволяет по-новому взглянуть на ежедневный производственный процесс.

И совсем скоро здесь появится еще одна монументальная работа – фреска по мотивам живописных работ Эрика Булатова – одного из самых известных советских и российских художников. 

Справка

Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске. Выставочную деятельность начал в Москве в 1957-м, а за границей – в 1973-м. Художника считают основателем нескольких новых стилей в мировом искусстве. Из-под его кисти вышли работы, которые дали начало таким жанрам, как русский поп-арт, фотореализм, соц-арт и московский концептуализм. Произведения мастера входят в число самых дорогих картин в мире.

В начале 1970-х Эрик Булатов начал создавать крупномасштабные полотна, в которых он обращается к социальным темам и масс-медийным образам советской действительности.

Мурал, который появится в Выксе, станет самым большим живописным произведением художника под открытым небом. Фреска соединит две картины мастера: «Амбар в Нормандии» 2011 года и «Стой – Иди», работу, отмечающую в этом году свое 45-летие. Изображение появится на стене трубоэлектросварочного цеха ВМЗ, в котором производятся трубы большого диаметра для магистральных газо- и нефтепроводов. Площадь мурала составит 2,5 тысячи квадратных метров.

Идея пригласить одного из крупнейших ныне живущих русских художников Эрика Булатова возвысить свой голос в индустриальном пространстве кажется весьма логичной: у Эрика уже есть опыт работы на заброшенной фабрике The Foundry во Франции, где художник даже оборудовал себе мастерскую. Там Булатов сделал первую в своей художественной биографии скульптуру «Вперед», которая затем была триумфально показана в Tate Modern в Лондоне.

Федор Павлов-Андреевич артистический директор фестиваля «Арт-Овраг»

Стиль Эрика Булатова уверенно цитирует пропагандистский почерк советских времен, плакаты и лозунги, большую идею и ее пустоту. Он пускает время вспять и превращает всполохи оборвавшейся эпохи в предмет визуальной медитации. В то же время Булатову чужда идеологическая окраска, наоборот, художник отрицает тоталитаризм во всех его проявлениях.

Ольга Погасова искусствовед, куратор индустриального стрит-арт парка в Выксе

Обе мои картины представляют собой максимальный контраст: в одном случае это пространственный контраст (стой – иди, статика и динамика), в другом случае – контраст света и темноты. Я хочу показать, что эти понятия могут не отрицать друг друга, а, наоборот, сотрудничать, образуя некое единство.

Эрик Булатов российский художник

Выксунский металлургический завод – одно из крупнейших в России металлургических предприятий, его история насчитывает 263 года, здесь работают более 13 тысяч человек. ОМК строит в Выксе новые цеха, здесь уже более 25 лет воплощаются в жизнь знаковые для российской металлургии проекты. Одновременно с этим в рамках нашего фестиваля городской культуры в Выксе пополняется коллекция стрит-арта на заводских корпусах, продолжаются образовательные программы о современном искусстве для сотрудников завода и других выксунцев. Мы видим особый смысл в таком диалоге между монументальным искусством и металлургическим производством, между художниками и людьми, приводящими в движение цеха и производящими высокотехнологичные трубы и железнодорожные колеса. Мы уверены, что заводчане и гости города смогут вдохновляться шедеврами изобразительного искусства, а индустриальный стрит-арт-парк станет новым местом притяжения для любителей туризма и современного искусства из России и зарубежья.

Ирина Седых председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», инициатор фестиваля «Арт-Овраг»
Справка

Мурал – огромное изображение, нанесенное на стену здания или сооружения, элемент стрит-арта. Некоторые источники утверждают, что самым большим в мире муралом – площадью 2 787 квадратных метров – была роспись на стене заброшенного склада в портовом районе Рио-де-Жанейро: пять лиц жителей пяти континентов символизируют пять олимпийских колец. Эдуардо Кобра создал монументальную роспись в 2016 году, к Олимпиаде в Рио.

Однако рекорд бразильца в 2017 году побил российский художник Миша Most. Он нарисовал мурал площадью 10 800 квадратных метров под названием «Эволюция-2» на фасаде МКС-5000 Выксунского металлургического завода. На сегодня это самая большая в мире роспись на фасаде авторства одного художника. Художник и пять его помощников трудились над работой 45 дней, а публике ее представили в 2017 году в рамках фестиваля городской культуры «Арт-Овраг».

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий