Выпуски
Вход

Что почитать, чтобы понять?

Однажды русский, американец и японец написали по книжке…

Нет предела совершенству. Любое действие можно выполнить лучше и быстрее. А эффективность производства медленно, но постоянно стремится к плюс бесконечности. На такие мысли наталкивают труды исследователей, посвятивших жизнь изучению трудовых процессов. Начало XX века или начало XXI века – в любой момент времени есть что улучшить.

«ОМК Команда» по совету Владимира Смирнова ознакомилась с тремя знаковыми книгами. И предлагает вам сделать то же самое. Читайте, получайте удовольствие от процесса – и улучшайте результаты.

«Как надо работать»

Алексей Гастев

Горячие поклонники

«Многоуважаемый мистер Форд!

Ваши идеи, как организатора производства, пользуются теперь повсеместным мировым признанием. Мы внимательнейшим образом изучаем здесь все, что связано с вашим производством. У нас назрел целый ряд вопросов, которые хотелось бы осветить уже не в форме догадки, а из непосредственных источников…»

Такими словами начиналось письмо Алексея Гастева, руководителя Центрального института труда CCCР, адресованное американскому капиталисту летом 1928 года. Звучит как начало фантастического романа, правда? А между тем в реалиях советского периода находилось место обмену опытом между организаторами производства на двух континентах. И мистер Форд обстоятельно отвечал на вопросы гражданина Гастева о преимуществах конвейерного производства, о важности технического контроля, о необходимой и достаточной точности.

Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 года по инициативе Гастева, изучал и разрабатывал максимально эффективные (как сказали бы сегодня) способы выполнения разных видов работ. В отличие от зарубежных коллег, в частности того же Форда, сосредоточившихся на техническом совершенствовании производства, Гастев ставил во главу угла человеческий фактор, другими словами – умение и желание рабочего трудиться продуктивно, не только скоро, но и споро.

«Почему немец работает лучше русского? Отгадка сводилась к тому, что немец обладает тем, что обеспечивает ему рассчитанную организацию работы, – трудовой культурой. А нашему рабочему ее надо еще прививать. Именно прививать, а не проповедовать! Ибо культура – это не начитанность, а сноровка, и воспитывается она не агитацией, а тренажем», – писал Алексей Гастев в журнале «Организация труда» в 1924 году.

Озвученные тезисы подтверждались на практике, причем довольно необычными методами. Например, в начале 1930-х ЦИТ провел соревнование по кладке кирпича тремя методами: традиционным русским, американским и новым советским (разработанным в том же ЦИТ). Кто победил? Об этом можно узнать из книги «Как надо работать» 

В сборник вошли тексты Алексея Гастева – статьи, доклады, письма и другие, – опубликованные в разные годы. Удивительно, но созданные почти сто лет назад материалы и сегодня выглядят актуальными. А талант автора (Гастев помимо прочего известен еще и как поэт и писатель) превращает этот сборник в увлекательное чтиво. 

«Тойота Ката. Лидерство, менеджмент и развитие сотрудников»

Майк Ротер

Горячие поклонники

Слово «ката» пришло из мира боевых искусств. Это определенная последовательность движений, которые человек многократно повторяет, закрепляя на бессознательном уровне. Применительно к производству «ката» обозначает способ мышления, позволяющий снижать вариативность действий в каждой определенной ситуации и тем самым повышать рациональность процесса. И, как и в боевых искусствах, учитель передает «ката» ученику, ежедневно наблюдая за его совершенствованием.

Инженер и исследователь Майк Ротер изучил опыт «ката» на производстве «Тойоты» и обобщил свои наблюдения в книге, вышедшей в 2020 году. Объект выбран не новый: и прежде многие организаторы производства пытались постичь секреты эффективности японцев. Однако общей ошибкой было использовать принцип обратного проектирования: наблюдатели подмечали какой-либо инструмент на «Тойоте» и пытались применить в других условиях. «Это так не работает», – утверждает автор книги.

«Тойота» раз за разом открывает перед нами двери своих заводов, но я представляю, как лидеры компании, возможно, качают головами и думают: «Конечно, приходите и смотрите. Но почему вас так интересуют решения, разработанные нами для наших конкретных проблем? Почему вы никогда не изучаете, как мы подходим к разработке этих решений? Каждый раз, приезжая к нам, вы просто смотрите на решение, разработанное нами для конкретной ситуации в конкретный момент времени», – пишет Майк Ротер.

Автор описывает способ мышления и образ действий, принятые на «Тойоте», и утверждает, что их (в отличие от конкретных инструментов) можно применить где угодно. Однако для этого руководителям придется взять на себя дополнительные задачи.

В японской компании 90 процентов улучшений происходит благодаря инженерам, начальникам смен, лидерам команд. А половину своего рабочего времени они тратят на то, чтобы обучить рабочих «ката» совершенствования, способу мышления, который позволяет каждому сотруднику постоянно улучшать производственный процесс. Одним из главных принципов обучения Майк Ротер называет принцип «Иди и смотри». Учитель может оценить ситуацию только одним способом – наблюдать за работой, не полагаясь на отчеты ученика. Иначе невозможно понять, в правильном ли русле мыслит ученик. А ведь именно его мышление в конечном итоге определяет успех.

Конкретные инструменты при этом отходят на второй план: главное – не методы, которые помогают совершенствовать себя и компанию; главное – само стремление к совершенству. Из маленьких шагов в направлении цели и складывается заветная «ката» совершенствования.

«Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества»

Имаи Масааки

Горячие поклонники

Философия кайдзен ставит во главу угла процессное мышление. Сбой в достижении запланированного результата указывает на сбой в самом процессе. И главной задачей менеджмента становится выявление и исправление процессных ошибок. Кайдзен сосредотачивается на человеческих усилиях, что резко контрастирует с принятым на Западе образом мысли, ориентированным на результат.

Имаи Масааки, основатель Kaizen Institute Consulting Group, написал две известные книги. В первой, получившей название «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», он исследует основные компоненты концепции непрерывного совершенствования: всеобщий контроль на основе качества, всеобщий уход за оборудованием, подход «точно вовремя», кружки качества и так далее. Во второй книге автор от теории переходит к практике.

«Гемба кайдзен – это новое слово для западной культуры менеджмента. «Гемба» означает «рабочее место», и в этой книге я объясняю, как использовать здравый смысл и малозатратный подход к управлению рабочим местом – местом, где добавляется ценность, будь то производственная линия, отдел страхования или бухгалтерия. Это не книга о теории, а книга о действиях. Какие бы знания ни приобрел читатель, они бесполезны, если их ежедневно не воплощать в практику», – пишет Имаи Масааки.

Автор противопоставляет два подхода к решению проблем. Первый требует значительных инвестиций, вложений в дорогие технологии, в частности в сверхмощные компьютеры, которые позволят собрать максимум статистических данных и на их основе рассчитать возможные варианты действий. Второй называется просто «здравый смысл», или… опять же, «кайдзен». Такой подход намного дешевле (вместо компьютерной программы можно обойтись контрольным листком), но сложность в том, что в него должны быть вовлечены все – от руководителя до рабочего. И не просто вовлечены. Люди буквально должны научиться мыслить по-другому.

«Философия кайдзен предполагает, что наша жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение. Эта мысль настолько естественна и очевидна для многих японцев, что они следуют ей, совершенно не задумываясь! По моему мнению, она в большой степени обусловливает конкурентный успех Японии», – утверждает Имаи Масааки.

А тем, кто еще только учится думать по-японски, он предлагает простые рекомендации для решения проблем. Также в книге можно найти примеры из жизни, поучительные истории и контрольные листки. А обширный глоссарий заметно облегчит жизнь читателям, которые впервые знакомятся с терминологией кайдзен.

Комментарии
Написать комментарий
Анна Демидова
Книга "Гемба кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества" есть в корпоративной библиотеке Альпина в текстовом, аудио формате и кратком изложении (спринт).
https://omk.alpinadigital.ru/book/3016