Система комбинаций
Как устроено бережливое производство в Scania?
Шведский стиль – это всегда что-то особенное. Скандинавы умеют жить в гармонии с природой и здравым смыслом, удивлять, казалось бы, очевидным. Вероятно, поэтому малонаселенная по европейским меркам Швеция так непропорционально много дает миру в сферах эстетики, материальной культуры, технологий. Продукция компаний королевства Трех корон – от мебели до сложнейших станков – синоним высочайших стандартов качества и надежности. «ОМК Команда» всерьез решила раскрыть секреты шведов в сфере бережливого производства. Выбрали автопром: наверняка там есть что-то и от матери всех производственных систем – Тoyota Production System, – и свое, что-то очень местное. Почитали еще немного и сделали конкретный выбор – Scania. Не ошиблись: доктор наук, менеджер Scania Production System (ближайший и понятный аналог для нас – управление по развитию производственной системы ОМК) Кристер Остерман ответил на вопросы и дал полный гид по ПС шведской компании.
Одно из главных отличий ПС Scania от ПС Toyota в том, что у нас используется особенная модульная система для собственной продукции. Это означает, что каждая единица продукции Scania создается через выстраивание отдельных блоков в различных комбинациях. За редким исключением возможны практически все комбинации.
Эти блоки состоят из разных видов наших двигателей, коробок передач, осей, кабин, рам и так далее. Мы можем построить много различных комбинаций транспортных средств для удовлетворения потребностей клиентов со сравнительно небольшим количеством номеров деталей. И это соответствует особой логике производства грузовиков в сравнении с выпуском легковых автомобилей – объемы производства у нас ниже, но потребительские запросы гораздо более разнообразны. Поэтому наши методы бережливого производства адаптированы к огромному числу комбинаций на одной и той же производственной линии.
Длительное время такта – еще одна особенность сборки в Scania. На производстве грузовиков этот период составляет около пяти минут, а на большинстве других автозаводов – около минуты. Поэтому большее значение для наших рабочих имеют стандартизированная работа и подготовка: за цикл нужно обеспечить необходимое сочетание блока со всеми вариантами, которые можно выбрать.
Ну и, конечно, опыт – еще одно наше отличие от Тoyota. Они более 70 лет работают со своей системой, а мы развиваем нашу только 25 лет. Подчеркну, что методы бережливого производства везде в основном одни и те же, но условия применения значительно различаются.
– Есть ли KPI бережливого производства в Scania? Производительность труда, прибыль компании, сэкономленные ресурсы или что-то еще?– Все перечисленные показатели входят в наши KPI. Но если зацикливаться только на KPI, это может создать проблемы. В начале нынешнего столетия мы чрезвычайно сосредотачивались на измерении прогресса и отслеживании KPI с помощью различных форм оценок и систем контроля. В таких случаях часто говорят: вы получаете то, что измеряете. Со временем мы поняли, что для менеджеров важнее получить высокие оценки, чем добиться реальных улучшений в процессе: стимулы нашей системы управляли поведением. Затем фокус оценки сместился в сторону понимания системы среди менеджеров и сотрудников, хотя это трудно измерить количественно в KPI. Со временем в целом научились измерять и этот показатель.
– Есть ли в Scania единая служба, которая координирует развитие производственной системы на всех заводах?– Что касается производства и логистики, то глобальный офис Scania Production System (мой отдел) несет ответственность за разработку системы и поддержку местных офисов производственной системы на различных заводах. Офис Scania Way отвечает за координацию развития всей компании, включая отделы продаж и маркетинга, НИОКР и другие отделы. Каждый из этих отделов также имеет собственные офисы. Мы придерживаемся баланса между адаптацией к местным условиям и управлением целостностью производственной системы.
Scania Way – основа и принципы корпоративного духа Scania, миссия и стратегия, ключевые ценности, принципы и стандарты поведения. Важнейший элемент корпоративной философии – многогранные отношения с клиентами и создание потребительской ценности.
– Да, в какой-то степени. Однако применение принципов бережливого производства тут гораздо сложнее, потому что процесс не виден. Сейчас мы скорее учимся работать в этой области.
– Есть ли особенности в реализации политики бережливого производства на различных заводах компании?– На принципиальном уровне применение SPS в основном одно и то же. Она описывает то, как мы думаем. Однако на уровне методов – как мы делаем – есть различия. Некоторые из них зависят от местных условий, таких как устройство завода, поток деталей в логистике, использование оборудования разных генераций. Логика системы та же, но ее применение отличается. Важный момент в том, что кайдзен требует экспериментов, поэтому есть вполне естественная тенденция к тому, чтобы применение системы было разнообразным. Мы противодействуем этому и всячески поощряем общение и обмен опытом между инженерами разных заводов Scania.
– Как роботы и цифровые технологии помогают бережливому производству? Насколько автоматизированы основные производственные процессы в компании?– Правильно применяемая автоматизация дает чрезвычайно мощный эффект. Это может помочь с производительностью и эргономикой. Но с другой стороны, автоматизация процесса, который неэффективен, означает только то, что потери в процессе будут постоянными. Автоматизированные процессы имеют тенденцию к большей негибкости. Группа людей в процессе может быть творческой и перемещать простое оборудование. Роботы же, как правило, устанавливаются постоянно на долгое время. Даже притом, что сам робот достаточно гибок, интерфейс с процессом и инструментами в основном стоит дорого и является негибким. Прежде всего, мы, люди, должны быть умными. Нет никакой автоматической выгоды в том, что вы просто вводите более высокий уровень технологии.
Кстати, один из моих коллег – докторов наук сейчас изучает, как можно налаживать более тесное и продуктивное сотрудничество между роботами и людьми. Живем в по-настоящему удивительные времена! (Если вам интересна тема роботизации производства, читайте июньский выпуск журнала «ОМК Команда».)
– Есть ли у компании долгосрочные планы бережливого производства?– Мы знаем, что степень разнообразия продуктов будет увеличиваться: вариации станут серьезной задачей на ближайшие годы, а применение производственной системы должно будет адаптироваться к ее решению. Мы только что выпустили наш первый полностью электрический грузовик. Это создаст целый ряд новых вызовов для системы, так что в ближайшие годы у SPS будет много интересной работы.
Scania – поставщик транспортных решений, включая грузовые автомобили и автобусы с большой грузоподъемностью. Компания также выпускает промышленные и судовые двигатели. Проектно-конструкторская работа сосредоточена в Швеции, а также в филиалах в Индии и Бразилии. Производство Scania – мощности расположены в Европе, Южной Америке и Азии – отличается разработанной инфраструктурой для обмена компонентами и готовыми автомобилями.
Вы можете оставить первый комментарий