Выпуски
Вход

Черное – это белое

Как «Группа ЧТПЗ» сломала стереотип о суровом Челябинске?

Скачать фото

Один из самых ярких брендов отечественной промышленности можно найти на Южном Урале. Вряд ли кто-то в отрасли не слышал о «белой металлургии», о которой последовательно рассказывает «Группа ЧТПЗ». На имя играет все: и невероятные ландшафты промышленной площадки с верблюдами и цветущими сакурами, и регулярные напоминания со стороны компании о высокотехнологичности и экологичности своего производства. Реакция публики неоднозначна: от недоумения до восхищения. Как бы то ни было, внимание к себе «Группа ЧТПЗ» обеспечила. «ОМК Команда» решила разобраться и понять, окупились ли вложения уральцев в необычный бренд.

Люди в белом

Это не яхта и не отель: название «Высота 239» носит цех по производству труб большого диаметра на Челябинском трубопрокатном заводе. Цех размером в 15 футбольных полей – крупнейший в Европе. А его имя – отсылка к высоте расположения над уровнем моря.

Кроме интригующего названия на этой заводской площадке необычно все: «золотые» арки для проезда транспорта и «золотые» станки, японский сад камней с цветущими сакурами на крыше сушильного отделения, паркет и лавровые деревья в галерее цеха – и белые одежды металлургов, работающих с черным металлом. Собственно, отсюда, с «Высоты 239», начал свое шествие термин «белая металлургия».

– Впечатление, что попал то ли на театральную площадку, то ли в «Диснейленд». Но когда видишь огромное, масштабное производство, сразу все сомнения исчезают, сразу понимаешь, что находишься на высококлассном современном предприятии, – так в 2010 году описал свои эмоции от посещения «Высоты 239» Владимир Путин, бывший в то время премьер-министром России.

Во второй раз Путин приедет в Челябинск в декабре 2016-го, вновь в ранге президента. Здесь его будут ждать на открытии нового совместного проекта «Группы ЧТПЗ» и корпорации «Роснано» – завода по производству соединительных деталей «Этерно». И вновь он будет поражен красотой архитектурного решения, гармонией высокотехнологичного производства и промышленного дизайна. 

Кстати
  • Проект «Высота 239» обошелся ЧТПЗ примерно в 21 миллиард рублей.
  • На оформление цеха израсходовали более 70 тонн краски ярких оттенков из Норвегии.
  • Создание сада камней потребовало 20 тонн песка, 33 камня и 12 сакур.

О роли супрематизма в производстве труб

С точки зрения дизайна «Высота 239», «Этерно», «Железный озон 32» (комплекс по производству трубной заготовки на Первоуральском новотрубном заводе «Группы ЧТПЗ», запущенный в производство в 2010 году также при участии Владимира Путина) – проекты московской студии «Ё-программа», которой руководят Сергей Илышев и Владимир Юданов. О проектных решениях архитекторы в свое время рассказывали на международной выставке «Арх-Москва».

– Цех «Высота 239» построен на территории ЧТПЗ, но он фактически сам является заводом. Что здесь интересного было сделано? Мы спроектировали, в частности, необычный главный вход в галерею цеха, которая «висит» в семи метрах высоты над землей и делит цех пополам. Слева идет заготовка трубы, когда лист гнется, а справа труба уже превращается в готовый продукт. Посередине – лавровые деревья, живые, и паркет, настоящий паркет. Это настоящая галерея, вписанная в рентабельное производство, – объяснил Сергей Илышев. – В интерьере цеха мы использовали агрессивные цвета – желтый, красный, оранжевый, черный, чтобы люди концентрировались и быстрее работали. Влияние архитектурных решений на производственный процесс очевидно. Один пример: мы посадили всех начальников за стеклянные стены. Мы сделали open space, в котором находятся все сотрудники, а начальники департаментов сидят напротив – в стеклянных «аквариумах». В результате подобной организации пространства производительность труда выросла на 20 процентов.

«Высота 239», один из самых необычных цехов России

– Заводской цех «Этерно» официально был открыт в декабре 2016 года. Он полностью соответствует философии «белой металлургии», – добавил Владимир Юданов. – Все цеха завода, особенно их внешняя, фасадная часть, объединены четырьмя цветами – белым, красным, серым и черным. Многие цветовые решения мы заимствовали у супрематистов, авангардистов, которых очень любим. Кроме того, в дизайн предприятия достаточно органично вписался силуэт верблюда (один из элементов герба Челябинской области). Мы обыграли идею: запустили «караван верблюдов» в виде канвы, обрамления в ряде фасадных и навигационных решений. Получилось органично.

Как говорят представители студии «Ё-Программа», перед архитекторами и дизайнерами стояла задача подчеркнуть инновационность производства и при этом минимизировать затраты на поддержание внешнего вида в ходе эксплуатации. «Снаружи это черный ящик, отдельные элементы которого («золотые» въездные группы, «оторванные» от фасада пожарные лестницы, лифтовая шахта с «детской» игрушкой-змейкой) становятся интригой в предвкушении пространства интерьера, – поясняют в студии. – Новый подход применили не только в колористике, но и в интеграции офисов в зону конвейера, в проектировании освещения, переходов, общественных зон и так далее. Этот проект – успешная попытка переломить стереотипные представления о том, как может проектироваться и строиться современный промышленный объект и как он должен в итоге выглядеть и функционировать».

Кстати

Объект «Высота 239» занимает девятую строчку в рейтинге самых красивых заводов мира по версии американского портала CMMS Software Insight.

Человек в центре философии

«Группа ЧТПЗ» стала, по сути, первой трубно-металлургической компанией в России, которая не просто радикально поменяла собственный имидж, сменила цвет металлургии с черного на белый, но и задала тренд для других промышленных предприятий. «ОМК Команда» поговорила с руководителем ЧТПЗ и узнала, как появилась столь радикальная идея – и какие бонусы она сегодня приносит всей компании.

Белая металлургия – корпоративная философия «Группы ЧТПЗ», главным идеологом которой является акционер, председатель Совета директоров компании Андрей Комаров. Понятие «белая металлургия» родилось в связи с появлением в компании высокотехнологичных производств – цеха по производству труб большого диаметра «Высота 239», предприятия по производству соединительных деталей трубопроводов «Этерно» в Челябинске, электросталеплавильного цеха «Железный Озон 32» и финишного центра по производству труб нефтяного сортамента в Первоуральске.

Цитата 1 (Черное – это белое)
Борис Коваленков генеральный директор Челябинского трубопрокатного завода

На новейших высокотехнологичных производствах компании впервые в стране был сформирован и применен новый подход к организации и оформлению производственного пространства, построению рабочей среды и, главное, – к созданию уникальной корпоративной культуры, в центре которой лежит человеческая личность. Призванная нести позитивные изменения и внедрять новые стандарты, «белая металлургия», ставшая образом жизни для «белых» цехов и шагнувшая за пределы предприятий, получила определение философии преображения – личности, рабочей среды, производственного пространства и социума.

– Бренд «белая металлургия» ЧТПЗ начал развивать в 2010 году – не самое простое для промышленности время. Как пришли к решению, что в такое время нужны инвестиции именно в бренд?

– Десять лет назад компания начала инвестировать не в бренд, а в первую очередь в организацию прорывных для металлургической отрасли России промышленных объектов, формирование новой производственной среды и уникального кадрового потенциала. Для этого мы и применяли лучшие технологии и новые подходы к организации и оформлению производственного пространства, а также меняли корпоративную культуру. Впоследствии все это переросло в корпоративную философию «белой металлургии», а уже она стала полноценным брендом.

За 10 лет «белая металлургия» стала ключевой идеей всех процессов в компании: запуск новых производств, преображение территории предприятий и внутрицеховых пространств, совершенствование производственных процессов и корпоративной культуры. Компания открыто делится своими успехами и достижениями – приглашает на экскурсии на производственные площадки клиентов, партнеров, общественные организации и горожан. 

≈200 000 человек

посетили объекты «белой металлургии» за последние семь лет.

– Каково обещание вашего бренда клиентам? Менялось ли оно за прошедшие десять лет? И вообще, менялась ли концепция бренда за это время?

– «Группа ЧТПЗ» одна из первых в России начала строить человекоцентричную бизнес-модель, которая сейчас стала трендом. Изначально в центре корпоративной философии «белой металлургии» находится человек – сотрудник, клиент, партнер, житель территории присутствия группы. Все процессы, система, технологии, продукция выстраиваются вокруг человека и для человека. Этот человекоцентричный подход ставит на первое место благополучие всех людей, связанных с «Группой ЧТПЗ».

Сейчас «белая металлургия» получила новый виток развития – клиентоцентричную трансформацию бизнеса на базе цифровых технологий, что позволит нам совершить переход от производственной модели бизнеса к клиентоцентричной. Клиентоцентричность в нашем понимании – это не только удобный сервис, вежливый персонал или бизнес, ориентированный на своего клиента, – это особый подход к управлению, обеспечивающий конкурентное преимущество и ресурс для роста компании.

– Как рынок встретил появление нового бренда? Как менялось отношение к нему за прошедшие десять лет?

– В самом начале мало кто верил в успех «белой металлургии» и поддерживал эти изменения. Скептики говорили, что «белая металлургия» не приживется: технологии устареют, оборудование износится, производственное пространство не будет таким чистым, а сотрудники снимут белые халаты и «перегорят». Мало кто и внутри компании считал, что мы все делаем правильно. Однако спустя десять лет «белая металлургия» – важнейшее конкурентное преимущество «Группы ЧТПЗ» и уникальное явление в российской промышленности, которое вызывает не только восхищение и интерес, но и желание соответствовать ценностям, которые заложены в основу нашей философии преображения. Сейчас мы видим и другие предприятия, которые следуют этим ценностям, например появилась компания «Белая логистика».

«Железный Озон 32» в Первоуральске выглядит слегка футуристично

– Можно ли прикинуть затраты: сколько вы вложили в развитие бренда? Окупились ли эти инвестиции – и как именно, за счет чего? 

– «Белая металлургия» стала не только образом жизни и философией для сотрудников компании, но и драйвером роста производительности труда. По отношению к 2008 году производительность труда выросла на ЧТПЗ на 80 процентов, на ПНТЗ – на 111 процентов. И сегодня, спустя десять лет, мы увеличиваем производительность на 5,5 процента в год по объемам производства и на 3,5 процента – по выручке (EBIDTA).

Один из ярких примеров того, как «белая металлургия» влияет на рост производительности труда, – электросталеплавильный цех «Железный Озон 32», построенный в 2010 году. Когда его запускали, никто и представить не мог, что чуть более 300 человек смогут производить один миллион тонн стали, полностью обеспечивать потребности предприятий «Группы ЧТПЗ» в трубной заготовке и приносить компании миллиарды рублей. В общей сложности за последние несколько лет производительность труда ЭСПЦ выросла на 59 процентов. Примерно 50 процентов сверхрезультата достигнуто за счет стандартизации лучших практик и устранения потерь времени в действиях персонала, еще 50 процентов – технические и технологические решения, большую часть которых инициирует персонал. Сегодня «Железный Озон 32» является одним из самых производительных комплексов в России, а его сотрудники, примерно треть из которых – выпускники программы «Будущее белой металлургии», – внедряют рационализаторские решения с экономическим эффектом в миллиарды рублей.

– Как отреагировали сотрудники, когда вы объявили о «белой металлургии»?

– Конечно, невозможно привить новую философию всем сотрудникам и сразу, но работали над этим день за днем. Важнейшим фактором здесь становится личный пример – когда сотрудники увидели, какие перспективы открываются для работников «белых» цехов и какая высокая там культура производства, они также потянулись к этому образу жизни и работы.

– Изменился ли бренд работодателя в связи с концепцией «белой металлургии»? Что сегодня бренд ЧТПЗ обещает настоящим и потенциальным сотрудникам?

– В компании убеждены, что раскрытие человеческого потенциала в наибольшей мере способствует повышению эффективности предприятий, а также реализации корпоративной философии. «Группа ЧТПЗ» непрерывно работает над совершенствованием условий труда на предприятиях, предоставляет сотрудникам возможности для постоянного обучения и приобретения новых навыков, уделяет большое внимание здоровью «белых» металлургов.

Кстати

С 2011 года Группа ЧТПЗ реализует собственную программу по подготовки рабочих кадров «Будущее белой металлургии». Общая сумма инвестиций в образовательную программу составила более 45$ млн за 9 лет. Ключевым ее преимуществом стал практико-ориентированный подход, основанный на немецкой дуальной системе – 60 процентов времени обучения студенты уделяют освоению и отработке практических навыков, а 40 процентов времени – теории. В течение срока обучения (3 года и 10 месяцев) выпускники программы ББМ успевают освоить две основные и две смежные профессии, получить квалификационные разряды и реальный производственный опыт не менее 1,5 лет. За 9 лет в рамках программы ББМ подготовлено 1 416 молодых квалифицированных рабочих и специалистов.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий