Выпуски
Вход

Они будут нас любить. Или убьют

Семь фильмов и сериалов о радикальных вариантах нашего будущего

«Искусственный разум»

(США, 2001)

Красивая и печальная сказка, которую полезно увидеть каждому взрослому. Фильм-предупреждение Стивена Спилберга, снятый по мотивам рассказа Брайана Олдиса «Суперигрушек хватает на все лето», пронизан любовью мальчика-робота к маме-человеку.

Однажды люди заигрались с технологиями, поверили в то, что они равны Богу и могут создавать себе детей – совершенных детей из силикона и железа, которые не болеют, не плачут, не смеются, но послушно ложатся спать и садятся за обеденный стол, чтобы просто порадовать родителей. Но главное, главное – механические дети умеют любить совершенно особой фантастической любовью, напрочь лишенной эгоизма, покрывающей все, даже предательство ближнего, и эта любовь не перестает быть и через две тысячи лет. Когда вся Земля покроется льдом, андроид Дэвид будет так же стоять и умолять Голубую фею сделать его настоящим мальчиком – и тогда мама полюбит его. 2 тысячи лет стояния – и всего один день, чтобы провести его с мамой.

По-моему, это один из лучших фильмов американского кинематографа с явно выраженным христианским подтекстом, аллюзия на сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». В нем роботы оказываются лучше и чище людей, вызывают сострадание к себе и взывают к разуму, нашему разуму: не творите себе механические игрушки с живыми человеческими сердцами и ангельскими детскими лицами. Даже если ваше сердце разрывает страдание из-за болезни или смерти собственного ребенка, не совершайте этого.

…Я увидела случайно видеоролик, в котором взрослая женщина, мама двух дочерей, баюкает и целует куклу-реборна, такого нежного младенца с завитушками торчащих в разные стороны волос, с губками бантиком и бровками домиком. У женщины второй брак, и она очень, очень хочет иметь детей в этом браке, но пока не получается – и она укладывает в кроватку эту почти настоящую малышку, надевает на нее памперс, покупает ей красивую одежду, идет с ней гулять – и все на глазах у настоящих детей.

Думаете, какая-то сумасшедшая? А вы загляните на YouTube. Уже есть даже роддома для реборнов, где женщины могут имитировать процесс родов. Это индустрия, в которой нет места настоящей любви. Еще чуть-чуть – и силиконовые младенцы начнут издавать истошный плач, у них будет подниматься температура и станут прорезаться зубки. А потом нам надоест, и мы выбросим их, заведем себе других искусственных детей. Да, мы сходим с ума.

«Любовь, смерть и роботы»

(США, 2019–2020)

Сериал прекрасен от заставок до титров. А просмотр всех 18 эпизодов отнимет у вас чуть больше трех часов жизни. Взамен вы получите множество альтернатив будущего, к которому нас могут привести новые технологии.

Как вам идея об искусственном интеллекте, поработившем мир настолько мирно и человечно, что главным страхом всех порабощенных стала перспектива расставания с поработителем? И интеллект этот не какой-нибудь компьютерный, а вполне биологический – йогурт. А как насчет альтернативы с кошачьей цивилизацией вместо человеческой? Или с интеллектом, эволюционировавшим из мусора на свалке? Ну и, конечно, есть банальный вариант – виртуальная реальность с полным погружением, – к которому мы привыкли еще со времен «Матрицы».

Серии не связаны друг с другом. Их делали разные команды, используя разные жанры и инструменты. Многими забытая двумерная графика соседствует с навороченной CGI (от английского computer generated imagery – «изображение, сгенерированное компьютером»), прошлое – с настоящим и будущим. А еще проект интернационален. Сериал снимали команды из 11 стран. Одну из серий, например, создал по собственному сценарию наш соотечественник – попробуйте сами определить, какую именно.

Далеко не все эпизоды имеют счастливый конец. Но вот пищу для размышлений даст любая из серий. Именно поэтому не рекомендуется смотреть сериал «запоем». Не более одной дозы в день, чтобы дать время идеям хорошенько прогуляться на пару с вашим воображением. Не факт, что вам понравятся абсолютно все серии этой взрывной смеси науки, фантастики, киберпанка, фэнтези и черного юмора, но вы точно найдете с десяток эпизодов, которые вам захочется посмотреть еще раз.

Чуть не забыл: это недетское кино. Зрелище для тех, кто хочет посмотреть, что там, за гранью возможного.

«Американская фабрика»

(США, 2019)

Качественный документальный фильм о разнице восточного и европейского подходов к бизнесу, а также о разнице мышления руководителей и подчиненных.

В основу фильма легла подлинная история о том, как в 2014 году китайский миллиардер Цао Деванг, владелец компании по производству автомобильных стекол Fuyao, приобрел завод General Motors в Дейтоне, штат Огайо. Благодаря этому на работу вышли 2 тысячи американцев, давно сидевших без денег. А бизнесмен получил 6 миллионов долларов на развитие предприятия и удостоился одобрения от городского совета. Казалось бы, хэппи-энд? Но это только начало.

Завод никак не может выйти на нужную производительность, а американские рабочие уже захотели профсоюз, охрану труда и больше зарплаты… Китайское руководство не может найти компромисс, объясняя американцам, что смена по восемь часов в день и восемь выходных в месяц – это слишком жирно, а нормально – работать по 12 часов и иметь один-два выходных в месяц. А американцы, приехав на завод в Китай, с изумлением смотрят на китайцев, строем и под песню заступающих на смену. 

В силу различия менталитетов между людьми Запада и Востока разворачивается конфликт. Американцы как свободолюбивый народ хотят показать чужакам, что те находятся не на своей территории, а значит, обязаны соблюдать местные законы. Рассуждая о профсоюзе, о защите своих прав, рабочие не замечают: их труд в разы более автоматизирован в сравнении с трудом их коллег в Китае. Руководство компании в США обеспечило новый завод современным оборудованием. Но этого оказалось мало.

В конце фильма мы видим, как собственник завода идет по цехам. Менеджеры рассказывают и показывают, что сделали и где внедрили роботов.

– Да. Я заменю людей на закалке боковых стекол, – говорит собственник. – Мы рассчитываем уволить четырех рабочих в июле или августе. Я заменю их на машины. Сейчас люди не справляются, слишком медленные.

И хотя фильм обращен в прошлое, мы видим в нем будущее: будущее всех людей, которых возможно заменить машинами.

«Черное зеркало»

(Великобритания – США, 2019–2020)

Название сериала – отсылка к внешнему виду экрана выключенного гаджета – смартфона, планшета, ноутбука. «Черное зеркало» правильней было назвать альманахом или хрестоматией, а не сериалом в классическом понимании, так как он не имеет сквозного сюжета и главных героев, а представляет собой сборник видеоновелл о недалеком будущем (плюс 20 лет).

Сериал небольшой, пять сезонов, причем в первых трех – по три серии, далее – по шесть. Изначальные авторы – англичане, но потом проект перекупил «Нетфликс» – и завалил деньгами. В результате сценаристы стали слишком серьезно относиться к сюжетам, и вместо сатиры и гротеска IT-технологий получился мейнстрим мутноватого будущего. «Черный музей» должен был быть отличной точкой, однако деньги опять победили, и сценаристы хотя и выдохлись, но досочинили пятый сезон – и наконец успокоились.

В целом «Черное зеркало» получилось каким-то беззубым. Считается, что «киберпанк» – это высокие технологии и низкий уровень жизни, но герои сериала вроде бы не нищенствуют (все как на подбор: сытенькие, чистенькие, образованные). Изменения во взаимоотношениях людей из-за всеобщей цифровизации, конечно, имеют место, но все противоречия – на уровне витальных потребностей, все как-то вяло, без напряжения. В общем, какая-то политкорректная антиутопия.

«Черное зеркало» стоит смотреть, если просто хочется понять, что сейчас снимают под грифом «социальная фантастика». Заодно можно узнать, зачем заклеивать веб-камеру и к чему может привести погоня за лайками. Иногда можно посмеяться, например над концепцией косплея «Стартрека» и над постапоклиптикой, в которой робособачки уничтожили человечество (обидно: кажется, мы были достойны биться хотя бы с Т-800).

«Превосходство»

(США, 2014)

В фильме мы видим современные и перспективные направления: квантовые компьютеры, мультиагентные системы, нанотехнологии. А сюжет наталкивает на размышления о жизни и неизбежности прогресса.

Исследователь Уилл Кастер работает над суперкомпьютером, который сможет достичь абсолютного превосходства над любым другим интеллектом, объединив в себе все знания и опыт, накопленные людьми. Планам мешает террористическая группа, борющаяся за независимость человека от технологий. Боевики уничтожают основные лаборатории, в которых создается искусственный интеллект, и многих ученых. Кастер смертельно ранен, однако его жене удается загрузить сознание исследователя на жесткий диск созданного им компьютера. Тело умирает, но разум возрождается в машине, обретая цифровое бессмертие.

Фильм побуждает не только к размышлениям на тему будущего, но и к философским думам. Как провести последние дни жизни? С алгоритмами в лаборатории – или с любимым человеком? И почему основным фактором жизни остается дружба? В основе сюжета – взаимоотношения между людьми, и это лишний раз говорит об их ценности.

Хорошая игра актеров, хорошие графика и сюжет. Интеллектуальный фильм для тех, кто любит глобальные идеи.

«Сфера»

(США, 2017)

Главная героиня фильма Мэй Холланд в исполнении Эммы Уотсон только начинает карьеру в цифровой корпорации «Сфера». Компания занимается ИТ-разработками и цифровизацией всех сфер жизни, а заодно исподволь стремится к мировому господству.

Эймон Бэйли, которого играет Том Хэнкс, – идеолог и глава корпорации. Он обаятелен и силен в аргументации. И вроде бы намерения у «Сферы» благие. Опутай миниатюрными камерами всю планету – и ни один террорист не сможет подготовить смертельную акцию, а спасатели придут на помощь, как только ты случайно выпал из лодки в воду.

«Делиться – значит любить, а открытость – новая религия», – уверены сфероиды. Зритель знает, что публикация персональных данных в сети небезопасна, но лидеры «Сферы» предлагают взглянуть на проблему под другим углом: нет секретов – нет преступлений. Если злодея можно вычислить за несколько минут, то сама идея открытости делает любое правонарушение бессмысленным.

Общение и личная жизнь каждого человека в новом мире тоже измеряются алгоритмами. Сходил на корпоративную вечеринку – добрал социальных баллов. Сегодняшняя шутка из соцсетей «не запостил – не было» приобретает в ленте другой масштаб: «Не запостил – тебя нет».

И вот героиня решается на беспрецедентный эксперимент – она первая в мире носит на себе камеру круглые сутки. «Я становлюсь прозрачной!» – не без гордости заявляет она. За каждым мигом ее повседневной жизни следят миллионы пользователей. К чему это приведет, догадаться нетрудно: исчезает понятие о приватности, стирается личность, реальное общение замещается виртуальным, рушатся дружеские связи. Только реальная трагедия и беснующаяся толпа возвращают Мэй трезвый взгляд на ситуацию.

Оставим на совести режиссера недокрученный сюжет и вялый финал картины, но задуматься после титров есть над чем.

Всевозможные базы данных, аккумулирующие информацию о людях, развиваются со скоростью гоночного болида. С их помощью можно оформлять документы, оплачивать налоги, голосовать. Их интеграция с соцсетями – дело времени. В фильме эта идея доведена до утопии. Но так ли мы далеко до ее воплощения в жизнь? Вдруг очередной Бэйли прямо сейчас смотрит какое-нибудь реалити-шоу и уже потирает руки?

«АльфаГо»

(США, 2017)

Я редко смотрю документальное кино и не играю в го. Но после фильма «АльфаГо» американского режиссера Грега Коса захотелось делать и то и другое.

Древняя китайская игра го считается сложнейшей из когда-либо созданных людьми. Компьютеры тоже год от года становятся все сложнее и совершеннее, все больше и больше расширяют возможности сознания. Только вот какого? Машинного – или все-таки человеческого?

Десятилетиями программисты и тестировщики пытаются добиться фундаментального понимания интеллекта и воссоздать его искусственный аналог. Способны ли компьютеры думать творчески, как люди? Реально ли разработать алгоритм, имитирующий человеческую интуицию? Демис Хассабис, создатель компании Deep Mind, занимающейся искусственным интеллектом и недавно приобретенной Google, свой первый компьютер купил в восемь лет – на призовые выигранного шахматного турнира. И его мечтой стало научить машину играть в интеллектуальные игры лучше человека. Программа AlphaGo уже обыграла профессионального игрока в го со счетом 5:0. Дальше команда Хассабиса бросает вызов более серьезному сопернику – лучшему из профессионалов, многократному победителю международных турниров, лидеру мирового рейтинга, обладателю IX дана Ли Седолю. За трансляцией противостояния машины и легендарного игрока в го в одном только Китае наблюдали более 60 миллионов человек…

Фильм получился очень многогранным и по-своему жизнеутверждающим. В центре внимания авторов – развитие алгоритма AlphaGo, агрессивная манера игры бездушной вычислительной машины и параллельно – живые эмоции большого числа людей. Мастерски показаны восторг команды разработчиков, желание победить и одновременно страх оказаться слабее, глупее того, что сами же создали. Безграничное множество вариаций ходов и мыслей не просто будоражит – пугает. Рассуждения о машинном самообучении естественным образом вызывают ассоциации с Терминатором: красные глаза несокрушимого робота-убийцы, мрак и неизбежность конца света... Но бояться все же не стоит. Всегда можно просто отключить компьютер от розетки!

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий