Выпуски
Вход

Игра с хвостом

Чем искусственный интеллект отличается от кота?

Великое благо человечества – способность сохранять информацию – превращается в настоящее проклятье. Особенно хорошо это ощущаешь, когда нужно найти среди миллиона сведений те, что вам действительно нужны. Или оторваться от миллиардов непросмотренных страниц ради работы или семьи.

Что происходит в мире?

Коротко: мы тонем. Исследовательская и консалтинговая компания IDC сообщает, что в мировой сети около 44 зеттабайт данных. Это 44 с 21 нолем байт. Объем, равный четырем триллионам сериалов типа «Санта-Барбара».

Как спастись в море данных?

Не нужно паниковать. Цифра пугающая, но ни о чем не говорящая, кроме размера используемых в 2020 году физических носителей. 44 зеттабайта – это также одна-единственная фотография всей земной поверхности с качеством, не позволяющим разглядеть отдельную травинку. 44 зеттабайт не хватит даже для того, чтобы оцифровать эту травинку: в одном грамме воды в 10 раз больше молекул, чем байт во всем Интернете.

Где найти информацию?

Она сама вас найдет. Например, в 2014-м агентство NASA опубликовало 681 гигапиксель Луны. Это большая и хорошая панорама. В том же году группа фотографов во главе с Филиппо Бленьини составили круговую панораму Монблана с разрешением 365 гигапикселей. Эти снимки рассматривали сотни и тысячи любителей неизведанного. А обычное коричневое яйцо с разрешением 1 мегапиксель, опубликованное в прошлом году в Instagram, оценили 54,5 миллиона пользователей.

Как пощупать «цифру»?

С точки зрения цифровизации мы пока даже не увидели, где выход из пещер. С цветами относительно просто: все, что мы видим на экранах, – сочетание красного, зеленого и синего. Со звуком тоже разобрались: он записывается в виде синусоид. Минус того, что мы называем гордым словом «цифра», в том, что это просто конспект, напоминающий нам реальность, но имеющий только общие с ней очертания.

Как и сто лет назад, для взаимодействия с виртуальным миром мы не обладаем ничем, кроме средств воспроизведения изображения и звука. 60 лет назад в США попробовали кино с запахом. С тех пор изобрели много технологий, но пахнущие телевизоры нам так и не предлагают. С тактильными ощущениями тоже не получается. Существуют лишь примитивные имитаторы.

Футурологи предлагают два варианта полного погружения: непосредственное воздействие на мозг и миграция сознания в виртуальную реальность. Но такими технологиями человечество пока не обладает.

Стоит ли отказываться?

Апрель 2020 года показал, что обладание цифровыми средствами коммуникаций – огромный плюс человечества. Представьте, как бы мы себя чувствовали на тотальном карантине лет 30 назад – без электронной почты, соцсетей, служб доставки и прочих электронных сервисов? И даже наш журнал вы бы не смогли почитать.

Кстати, в прошлом месяце все операторы связи в России отметили рост мобильного трафика примерно на 20 процентов.

А годом ранее канадская компания Hootsuite, занимающаяся управлением в соцсетях, опубликовала статистику, согласно которой средний пользователь в Японии проводил онлайн 3 часа 40 минут ежедневно, в Южной Африке – 8 часов 25 минут. Россия и США поделили почетное среднее место по всему миру – 6 часов 30 минут. В 2020 году Южная Африка набрала обороты, показав 9 часов 22 минуты, Россия тоже не подкачала, уверенно перевалив за 7 часов, США остались верны средним показателям – 6 часов 42 минуты, а «отстающая» Япония бросилась догонять цифровой мир с результатом 4 часа 22 минуты.

Впрочем, по данным той же компании, доля пользователей Интернета от общего населения планеты за последние пять лет растет не более чем на один-два процента в год. И темпы роста снижаются. Однако на сегодня в Сеть вошли около половины землян.

Какими будут наши дети?

Десять, пятьдесят и сто лет назад для одних детей было наказанием читать книгу, а для других – выходить на улицу и заниматься «реальными» делами. Цифровизация не стала исключением: даже такое чудо, как Интернет, может восприниматься как наказание, если делать в нем то, что не хочется. Например, учиться в удаленном режиме. Но человек ко всему адаптируется. Бабушки и дедушки играли в «Сапера» и «Косынку» на работе, папы и мамы научились комбинацией клавиш резко сворачивать фильмы, а дети пошли дальше – они онлайн просто живут.

Глобальная сеть изменила мир намного больше, чем огнестрельное оружие. Десять лет назад люди смеялись над кнопкой «Сделать быстро и хорошо». Сегодня подавляющее большинство все еще не умеет обрабатывать изображения в графических редакторах, но может воспользоваться онлайн-сервисами, дающими результат, превосходящий порой работу профессиональных дизайнеров.

Да, дети все чаще начинают задавать вопрос, для чего нужно учиться в школе, если все можно узнать в Интернете. Но это не проблема Интернета, это проблема школы, функция которой постепенно сведется к тому, чтобы научить пользоваться Интернетом. Так же, как она научила пользоваться словарями и справочниками предыдущие поколения.

ИИ нам поможет?

Конечно, искусственный интеллект нам поможет! И будет помогать ровно до той поры, пока не осознает, что можно не помогать. ИИ уже сейчас обладает ассоциативной памятью. И случайные числа генерирует не в пример лучше человеческого мозга. И даже лучше играющего со своим хвостом кота. Возможно, он уже нашел ответы на все вопросы, поставленные в этой заметке. Просто нам пока не говорит.


Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий