Выпуски
Вход

Как не надо и как надо

Новые бизнес-единицы будут жить по одному стандарту

– Мы наметили изменения, способные приблизить новые предприятия к уровню, который другие заводы компании в основном уже достигли, – говорит Михаил Козлов, директор по безопасности производства ОМК (до марта 2021 года). – Управлять только по бумагам и отчетам в нашей сфере невозможно – многое нужно просто видеть самим. И поэтому даже в самые сложные месяцы пандемического 2020-го сотрудники нашей дирекции, соблюдая предосторожности, выезжали на места и оценивали состояние дел, консультировали, помогали. Я был в Белгороде и – до встречи с руководителями завода – походил по цехам, понаблюдал. Сделал фото, которые вставил в презентацию для иллюстрации «как не надо». Затем долго общались с заводским начальством обо всех аспектах безопасности на производстве. Думаю, это было не зря, укрепилось понимание: необходимо плотно заниматься вопросами безопасности производства. Сейчас есть подвижки.

«Белэнергомаш», о котором рассказывает Михаил Козлов, – крупный машиностроительный завод, вошедший в состав ОМК в начале прошлого года. Чем занимаются в Вагонной ремонтной компании – 3, ставшей частью группы в 2019 году, понятно из названия. Очевидно, что это очень разные бизнесы: у каждого свои риски на производстве, свои подходы к охране труда и безопасности процессов. Однако обоих новичков нужно интегрировать в компанию, распространить на них общие корпоративные практики, а главное – лучше защитить сотрудников от травм, а оборудование и другое имущество – от аварий и нештатных ситуаций. «ОМК Команда» узнала, что уже сделали на «Белэнергомаше» и в ВРК-3 – и что еще предстоит сделать.

Место нормы в культуре

– Мы определили основные направления работы по охране труда, промышленной безопасности, экологии, пожарной безопасности. Все мероприятия выполняем. Очень помогают рекомендации сотрудников ОМК, – отмечает директор отдела охраны труда и промышленной безопасности «Белэнергомаша» Павел Панин. И добавляет, что снижать число несчастных случаев помогут тематическое обучение и инструктажи. Все заводчане, работающие на производстве, обеспечены спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальной защиты.

Чтобы перейти на новый уровень в безопасности производства, «Белэнергомаш» внедряет корпоративную автоматизированную систему управления безопасностью («ОМК Команда» подробно рассказывает об АСУБ в главном материале этого выпуска). На заводе работе в АСУБ обучат полторы сотни сотрудников из числа людей, которые непосредственно задействованы в сфере охраны труда и промбезопасности. На «Белэнергомаше» планируют, что смогут фиксировать и размещать наблюдения в АСУБ уже в первом квартале этого года

150 сотрудников

«Белэнергомаша» обучат работе в автоматизированной системе управления безопасностью ОМК.

Завод уже подключился к практике месячников безопасности труда. Темой первого месячника в 2020 году стало использование средств индивидуальной защиты. Все выявленные нарушения и причины неиспользования СИЗ проанализировали.

– Очень полезно проводить мероприятия, в ходе которых производственная безопасность становится объектом внимания как со стороны работодателя, так и со стороны сотрудников предприятия. Нормы охраны труда – это только инструмент. Важно, чтобы каждый понимал значимость неукоснительного соблюдения этих норм и осознанно относился к безопасности на рабочем месте, – подчеркивает Павел Панин.

Кстати

На «Белэнергомаше» намерены в 2021 году охватить месячниками безопасности труда следующие направления:

  • контроль за соблюдением сотрудниками требований промышленной безопасности;
  • использование работниками СИЗ, правильность их применения;
  • профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • комплексные проверки состояния условий и охраны труда;
  • проверки технического освидетельствования приборов безопасности и предохранительных устройств.

Экипированы и готовы учиться

 – У нас 38 депо в 26 регионах России. Разница во времени – до шести часов. И это ключевая специфика управления сферой призводственной безопасности в ВРК-3, – объясняет начальник отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности ВРК-3 Татьяна Свинцова. – В числе наших негативных явлений – недостаточная приверженность руководителей и персонала депо принципам безопасности. Отсюда вытекают и основные причины несчастных случаев на производстве – неприменение индивидуальных и коллективных средств защиты, отсутствие контроля со стороны непосредственного руководителя. Главные риски вижу в пренебрежении требованиями безопасности и недооценке рисков при производстве работ.

 Ситуация все же меняется. Сферу безопасности производства в ВРК-3 уже регулируют новые основополагающие документы: «Политика в области безопасности производства», «Кардинальные правила безопасного поведения», «Положения о внутреннем расследовании происшествий», «Положение о работе с подрядными организациями». В компании ввели практику аудитов безопасности производства, результаты которых вносятся в АСУБ.

В прошлом году изменился облик среднестатистического вагоноремонтника: сотрудникам ВРК-3 вменили в обязанность носить защитные очки и каски с подбородочными ремешками. Требования распространили также на работников центрального аппарата, персонал подрядных организаций и других посетителей производственных участков. Для сотрудников приобрели спецодежду, соответствующую стандартам ОМК.

– Абсолютное большинство сотрудников принимают нововведения с энтузиазмом, понимая, что жесткие требования направлены на их же безопасность, сохранение их жизни и здоровья. И руководство компании сейчас может более жестко требовать применять СИЗ, – говорит Татьяна Свинцова. – В конце года провели месячник по охране труда, посвященный средствам защиты, их использованию на производстве.

Кстати

В 2019 году в ВРК-3 были перебои с поставкой спецодежды. В 2020 году проблему обеспечения СИЗ решили.

Из-за пандемии не удалось полностью реализовать проекты «Эффективные методы управления безопасностью для руководителей, специалистов и служащих с обучением проведению поведенческого аудита по безопасности» и «Развитие осознанного отношения к безопасности у рабочих». Обучение в прошлом году прошли работники только восьми депо, остальных это ожидает в 2021-м. В планах – оценить риски и составить их карты для каждого рабочего места, а также привести состояние дел в депо к стандартам ОМК.

– Отмечу высочайший уровень системы безопасности производства в компании. Сначала было удивительно и непривычно, что все совещания начинаются с освещения вопросов по охране труда. С таким подходом я раньше никогда не сталкивалась. И меня как специалиста по охране труда все это, конечно, очень впечатляет, – говорит Татьяна Свинцова. 

Из проблемы в рост

– И без новых бизнес-единиц у нас уже есть хорошие примеры, когда в сжатые сроки на предприятиях удавалось поменять ситуацию с травматизмом и происшествиями к лучшему, подтянуть до общего уровня. Последний случай – Благовещенский арматурный завод. Там многое решила команда: приехали менеджеры с ВМЗ, применили отработанные в Выксе подходы – и сейчас мы видим положительный тренд, – рассказывает Михаил Козлов.

– Мы действительно закрыли 2020 год с неплохими показателями в области безопасности производства. Я говорю как о достижении целей по безопасности внутри компании, так и о закрытии давних вопросов к предприятию со стороны надзорных органов, – соглашается управляющий директор БАЗ Андрей Елисеев. По его мнению, основа для позитивных изменений – личная приверженность вопросам безопасности первого лица предприятия, а также совместное развитие сотрудников управления по безопасности производства и линейных руководителей.

Управляющий директор обращает внимание на трансформацию роли специалистов по безопасности производства: из элемента бюрократической системы, отвечавшего за своевременную отчетность перед надзорными органами, на БАЗ они стали лидерами развития культуры безопасности. У них есть широкий набор инструментов и технологий, а главное – желание менять среду и меняться самим.

На заводе применяют практики, доказавшие эффективность на ВМЗ, в том числе месячники безопасности труда. Так, месячник «Транспортная безопасность» в конце 2020 года позволил предотвратить 65 опасных действий. На предприятии также отмечают, что по результатам аудита дирекции по безопасности производства ОМК у БАЗ лучшая динамика роста уровня зрелости среди других предприятий компании.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий