– на столько сократилось количество инцидентов с потерей и без потери трудоспособности на заводах Danone в РФ с 2015 по 2019 год.
Ммм, безопасность…
Как борются с травматизмом Unilever и Danone?
Когда задаешься целью изучить лучшие практики в сфере безопасности и охраны труда, легко находишь десятки и сотни успешных примеров. «ОМК Команда» осознанно искала кейсы из индустрий, максимально далеких от металлургии, чтобы понять, так ли уж сильно различаются эффективные методики от отрасли к отрасли. И с помощью Клуба экспертов безопасного поведения на производстве мы нашли, что искали.
Клуб экспертов безопасного поведения на производстве основан в 2019 году. Это площадка для изучения и обобщения лучших практик в управлении системой охраны труда, эффективного обмена экспертизой. Клуб организует онлайн-конференции, марафоны, воркшопы, обучающие тренинги.
Основатель клуба Лана Алтынбекова поделилась (с согласия компаний) свежими историями о том, как российские «дочки» глобальных корпораций Danone и Unilever внедряли проекты в сфере охраны труда и безопасного производства. Оказалось, что в этом опыте есть близкая ОМК компонента: организационные мероприятия там тоже совмещали с внедрением культуры, поощряющей безопасное поведение. Как на предприятиях описывают риски, проводят аудиты безопасности и стимулируют осознанное отношение ко всему этому у персонала – узнаете из статьи.
Как провести аудит эволюции?
О проекте по снижению травматизма на российских производствах Danone Клубу экспертов безопасного поведения на производстве рассказал Дмитрий Зубов, директор по безопасности производства Danone в России и СНГ.
Danone – французская компания, производитель молочных и других продуктов питания. 25 лет на рынке России, 15 заводов в РФ, более 10 000 сотрудников. В компании действует корпоративная программа по безопасности Danon в России – WISE (Work in Safe Environment, «Работа в безопасной среде»).
Проект по снижению травматизма стартовал с формирования стандартов оценки уровня безопасности – отдельно для операционной функции и для отдела продаж и офиса. Кроме того, завели новую практику: каждые полтора года каждое подразделение должно проводить аудит в сфере производственной безопасности. Аудиторы оценивают эволюцию культуры безопасности, проверяют внедрение рекомендаций, полученных по итогам предыдущего аудита, определяют план действий, измеряют уровень соответствия корпоративным стандартам и намечают корректирующие мероприятия. По итогам аудитов в Danone оставляют матрицу оценки культуры безопасности.
Представитель Danone перечислил инструменты, оборудование и организационные решения, которые применяются на предприятиях в России.
- Чек-лист «подумай 60 секунд». Заполняется перед началом работ. В нем перечень того, что нужно сделать перед работой. Если хотя бы один из пунктов сотрудник лично не проверил, к работе приступать нельзя.
- Надписи, напоминающие о рисках в местах, где возможен травматизм (на стеллажах, лестницах). Напоминания вне производства о том, что каждый сотрудник отвечает за свою безопасность (например, надпись на зеркале: «Этот человек несет ответственность за твою безопасность»).
- Светоотражающие ремни безопасности для водителей погрузчиков (сразу видно, пристегнут сотрудник или нет. Так постепенно сформировалась привычка пристегиваться).
- На складах: отбойники на стеллажах, сетки на первом ярусе, боковые сетки, задние стопперы. Ежесменно проверяется состояние стеллажа.
- Физическое разделение потоков (разделены дорожки для погрузчиков и пешеходные дорожки). Разделители делают из пластиковых труб, поэтому они не деформируются и лучше удерживают удар.
- Ограждение подходов к пожарным сборкам.
- Таблицы оценки рисков. На всех площадках оценили риски, чтобы каждый сотрудник знал, с какими рисками можно столкнуться и как ими управлять. Таблицы размещены в общем доступе на каждом участке.
- Навесные замки на электрических кабинетах. Ключ от замков – только у электрика. Это гарантия, что с электричеством работает только специалист.
- Все замкнутые пространства промаркированы, пронумерованы и закрыты на замки.
- Особое внимание к LOTO (системы блокировки). Сотрудники, отвечающие за LOTO, каждый год проходят обучение.
- Оборудование переносных пожарных станций (кроме стандартных систем пожаротушения).
- Лазерные барьеры безопасности для каждой единицы оборудования.
- Антипроливные контейнеры для химических веществ.
- Модернизация с точки зрения безопасности даже нового оборудования (кожухи, защиты, ограждения).
- Доступ на площадки для работ на высоте только после получения специального ключа и разрешения от начальника смены.
- Автоматизация многих потенциально травмоопасных рабочих процессов с помощью роботов, манипуляторов, автоматических паллетайзеров.
- Автоматы с водой во всех цехах. Люди лишний раз не покидают рабочее место. Также оборудовали комнаты отдыха для сотрудников.
В Danone добавляют, что цель компании – сделать безопасность приоритетом для всех сотрудников. Для этого на предприятиях в РФ развивают лидерскую культуру безопасности, основанную на поведенческих факторах. Одно из основных правил работы компании – Safety First («Безопасность прежде всего»).
Не забудьте надеть очки
На конференции Safeology-2020 Станислав Водяницкий, старший менеджер по охране труда и окружающей среды компании Unilever, представил проект, благодаря которому в 2019 году компания достигла нулевого уровня производственного травматизма.
Unilever – один из мировых лидеров на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии. У компании 400 брендов (в том числе хорошо известные в России Lipton, Knorr, Dove, Axe, мороженое Cornetto, «Магнат», «Золотой стандарт»).
В компании Unilever создали систему управления рисками в соответствии со стандартом ISO 45001. Составляющими системы стали выбор зон управления, формирование команд из специалистов по охране труда, руководителей производства и работников производственных линий, идентификация опасностей и рисков, оценка и устранение рисков, проверка и оценка результативности. Важно, что к идентификации и минимизации опасностей и рисков привлекают работников, обслуживающих производственное оборудование. Их регулярно обучают.
для охраны труда и производственной безопасности идентифицировали и описали в компании Unilever.
В компании начали проводить аудиты. Особенно эффективными считаются кросс-аудиты (рабочие одного цеха проводят аудит в другом); сотрудников обучают разным методам проведения аудитов. Аудиты безопасности в цехах проходят еженедельно, а работникам рекомендуют проводить не менее четырех аудитов в месяц, при этом есть те, кто успевает проводить более 20 аудитов. Чтобы фиксировать аудиты с любого мобильного устройства, используют онлайн-систему и QR-коды.
Внимание к правильному безопасному поведению привлекают и с помощью технологий. Например, человек заходит в опасную зону, срабатывает датчик – и голосовое оповещение напоминает: «Пожалуйста, не забудьте надеть очки».
Эксперт Unilever также поделился практиками в развитии культуры безопасного производства, принятыми в компании.
- Регулярные тренинги, на которых сотрудники разбирают небезопасное поведение, виды опасностей и конкретные риски.
- Анонимный опросник по культуре безопасности, который помогает оценить, на каком уровне безопасности находится компания.
- Тренировки позитивного мышления: сотрудники рассказывают, что могли сделать, что сделали и что еще нужно сделать для предотвращения травмы.
- Мотивационный коучинг: «Сегодня ты не сообщил о риске, а завтра ты или твой коллега получил травму».
- Регулярный конкурс среди сотрудников «Лучшая идея по безопасности».
- Доски безопасности, на которых видны закрытые и незакрытые риски, количество аудитов.
- Ежеквартальные награждения и поздравления лучших работников и команд в сфере безопасности, проведение дней охраны труда.
Вы можете оставить первый комментарий