Выпуски
Вход

Участие как принцип жизни

Ирина Седых: «Филантропия – системная и филигранная работа»

Во многих интервью председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» Ирина Седых рассказывала, что идея создать свой собственный фонд пришла в голову ее мужу, председателю Совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолию Седых, когда супруги летели в самолете. На глаза им попался журнал с объявлением: «Требуется помощь ребенку на дорогостоящую операцию». Супруги переглянулись – и готовы уже были отправить необходимую крупную сумму по указанным реквизитам. Но прежде Ирина попыталась сама дозвониться до мамы того самого ребенка, чтобы узнать подробности предстоящей операции. А когда после многих попыток дозвонилась, в ответ услышала, что операция проводиться не будет. «Такая история действительно была. Что за ней стояло: информационная небрежность организаторов акции, которые собирали деньги на операцию совсем другому ребенку, или прямое мошенничество? Не берусь судить, что это было», – вспоминает сейчас Ирина.

Мы совершенно четко поняли в тот момент, что, имея желание помогать людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, мы готовы основать свой благотворительный фонд и быть уверенными, что наша помощь дойдет до адресата. Вот так в 2008 году появился наш фонд – и мы начали оказывать адресную помощь детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

Цитата 1 (Участие как принцип жизни)
Ирина Седых председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие»
– Ирина Игоревна, почему приоритет отдали именно этим категориям?

– Мы стремились помочь наиболее социально незащищенным людям в нашей стране. Даже сейчас, спустя много лет, семьям с особенными детьми приходится тяжело, а тогда ситуация была еще более сложной. Часто это неполные семьи, где одна мама держит на своих плечах заботу о ребенке. Но и полным семьям тоже нелегко: и материально, и физически, и психологически. Тем более если сравнить с западными странами, где ситуация на порядок лучше. Но сейчас, как мне кажется, и в России происходит серьезный сдвиг – государство компенсирует из бюджета средства, которые НКО тратят на оказание социальных услуг людям с инвалидностью, появилось много различных программ по созданию доступной среды, разрабатываются инклюзивные программы. Делается многое, чтобы люди с инвалидностью могли найти работу, посещать музеи, выставки, могли чувствовать себя полноценными членами общества.

– Фонд «ОМК Участие» существует уже 12 лет. Что-то изменилось в приоритетах и принципах его работы за это время?

– За 12 лет мы прошли большой путь. Мы начинали с адресной помощи семьям и детям: оплачивали лечение, проведение медицинских исследований и реабилитацию после операций, покупали лекарства. Потом стали анализировать: а есть ли что-то общее у семей, которые обращаются к нам за помощью? Может, нам стоит направить усилия на исправление системного сбоя в медицинском обслуживании по конкретному заболеванию, помочь в обучении педагогов и специалистов, работающих с особенными детьми? Мы задумались о том, чем мы можем системно помочь семьям, в которых есть дети с особенностями в развитии. Так начались многолетние программы арт-терапии для детей. Известный художник и арт-терапевт из ГМИИ имени Пушкина Мария Дрезнина обучала выксунских педагогов своей методике работы с детьми с особенностями. В Выксе появилась программа по иппотерапии для реабилитации детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, которую сейчас нам помогают осуществлять Выксунский металлургический завод и местные предприниматели. И, кстати, наши дети, занимающиеся иппотерапией, становились победителями соревнований, проходивших в Москве.

Благодаря фонду детям Выксы сейчас доступна иппотерапия

Учредителям фонда (а среди них акционер, руководители и топ-менеджеры компании) было очень важно, чтобы идею помощи нуждающимся людям разделяли большинство сотрудников ОМК. Поэтому стали появляться самые разные благотворительные акции, в которых участвуют заводчане Выксы, Альметьевска, Челябинска, Благовещенска, Чусового, а также сотрудники московского офиса.

Одна из таких акций – «В школу – вместе!». С каждым годом в нее включаются все больше и больше людей, которые помогают собирать в школу детей из малообеспеченных, многодетных семей или семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В этом году из-за коронавируса кто-то потерял работу. Но жизнь продолжается, в сентябре дети снова пошли в школу. Важно, чтобы каждый ученик был полностью готов к учебе. В этом году мы собрали около полумиллиона рублей – и 95 детей (четыре полных класса!) пошли в школу с новенькими ранцами, наполненными всем необходимым для учебы. Знаю, что волонтеры, участвующие в этой акции, не остаются равнодушными и с радостью не только помогают со школьной экипировкой, но и продумывают досуг детей. В этом году по собственной инициативе они купили детям футбольные мячи, велосипеды. Надо ли говорить, сколько радости приносит это детям?

1300 семей

поддержал благотворительный фонд «ОМК-Участие» с момента создания.

– Каких системных изменений вам удалось добиться в городах присутствия компании?

– Основную часть наших проектов мы реализуем в Выксе и в Чусовом. Это моногорода, где предприятия ОМК являются градообразующими. Жизнь в таких городах во многом определяется жизнью завода. Люди часто рассчитывают на помощь промышленного предприятия больше, чем на государственную или иную поддержку, когда речь идет о здоровье их близких.

Мы начинали с адресной помощи людям, потом увидели, что в моногородах есть проблемы, которые во всех смыслах выгоднее решать системно. Скажем, в Чусовом мы помогаем медицинскому социально-психологическому центру, в который обращаются семьи с детьми с инвалидностью. Наше сотрудничество с центром началось с просьбы купить необходимое для занятий с детьми специальное обучающее оборудование и приборы, помогающие корректировать дефекты речи и восприятия, развивающие внимание и концентрацию – и, как следствие, позволяющее повысить успеваемость в школе у детей. Мы приобрели также новые обучающие методики и обучили специалистов центра. Все это позволило значительно расширить спектр медицинских и педагогических услуг, которые были так необходимы детям Чусового. Это именно системная работа.

Точно так же это и в Выксе происходило. Здесь уже несколько лет работает общественная организация «Созвездие». Создали ее родители детей, имеющих инвалидность. И мы с самого начала были рядом. Сейчас это очень мощная НКО, которая оказывает социальные услуги, использует самые разные педагогические и развивающие методики в работе с детьми, помогает решать самые разные вопросы с подготовкой ребят к школе. Часть затрат «Созвездие» компенсирует за счет бюджетных средств по программе оказания социальных услуг для населения, но получает и гранты конкурса «ОМК-Партнерство», Фонда президентских грантов – и мы также по-прежнему поддерживаем наших партнеров. Вот в этом, наверное, состоит системный характер нашей работы – поддержать в начале, научить, как строить работу, привлекать дополнительные ресурсы и продолжать реализовывать совместные проекты.

Кроме того, сейчас те проекты, которые реализует фонд в Нижегородской области («Выкса. Доступ есть») и в Пермском крае («Чусовой – город возможностей»), направлены на создание доступной городской среды для людей с инвалидностью. А в этом году мы начали еще один проект – «Выкса. Работа есть», который помогает трудоустраивать молодых людей, имеющих инвалидность.

– Как за это время поменялось отношение к людям с инвалидностью?

– Мы недавно провели социологическое исследование по восприятию людей с инвалидностью жителями Выксы. Горожане и люди с инвалидностью отчетливо осознают позитивные результаты после запуска наших проектов: появилось больше возможностей для общения, стало меньше предубеждений. Люди с инвалидностью отмечают, что чувствуют себя свободнее, стало проще передвигаться по улицам города, – и ситуацию в Выксе они воспринимают лучше, чем в целом по России. При этом нам есть куда развиваться дальше: по полученным результатам мы видим, что несмотря на высокий уровень принятия в обществе, люди с инвалидностью все еще испытывают смущение, – и нам нужно снимать это психоэмоциональное напряжение, убеждать, что никто не будет показывать пальцем на людей с инвалидностью, если они появятся в сквере, кафе, на выставке.

Мир за последние десятилетия очень сильно изменился, люди стали гораздо толерантнее, спокойнее воспринимать человека в инвалидной коляске. Наш фонд тоже причастен к созданию благоприятного социально-психологического климата в обществе. Пять лет назад мы начали сотрудничать с московским научно-методическим центром «Развитие и коррекция», который создавал методики работы с людьми, имеющими инвалидность. Они работали в выксунских школах – и не только с детьми, но и с педагогами и родителями, чтобы как можно больше людей получили правдивую информацию об инвалидности, а иногда даже поставили себя на место человека в инвалидной коляске или представили, как себя чувствует, например, слабовидящий человек.

Мы часто живем в мире сложившихся стереотипов, и, чтобы понять другого и помочь ему в трудной ситуации, надо представить себя в такой ситуации. И это оказалось очень действенной методикой, помогло и детям, и взрослым поменять свое отношение к инвалидам. Исследование, проведенное психологами в завершении трехлетней программы, это продемонстрировало. Программа, которую мы осуществляем в Выксе, безусловно, принесла пользу. Сейчас дети, которые учатся в школе, уже гораздо спокойней, доброжелательнее относятся к людям с инвалидностью. И по результатам социологического опроса Выкса – наиболее благоприятный город в Нижегородской области для людей с инвалидностью. 

Инфографика 6 (Участие как принцип жизни)
Кликните на картинке, чтобы ознакомиться с некоторыми результатами исследования в Выксе
– Частные благотворительные фонды на Западе нередко критикуют именно за то, что они самостоятельно занимаются решением серьезных социальных проблем. Так, президент кембриджского Центра эффективной филантропии Фил Бьюкенен считает, что дело бизнеса – делать деньги – и совершать пожертвования в специализированные благотворительные организации, которые, по его мнению, более профессионально этими средствами распорядятся. Тогда почему в России так много фондов, основанных именно владельцами крупных корпораций?

– Сейчас в России мы идем по пути восстановления традиции благотворительности и меценатства. Когда первые фонды только создавались, не было понимания, что филантропия – это именно системная и филигранная работа, которая требует очень грамотных, опытных и ответственных специалистов. Таких специалистов, конечно, нужно было подготовить, обучить. На мой взгляд, это мог сделать только бизнес, потому что он гораздо быстрее реагирует на все изменения, которые происходят и в обществе в том числе, а не только в конкретном рыночном сегменте. И понятно, что, зарабатывая деньги, бизнесмены хотят, чтобы и в благотворительности они тратились так же разумно, как в целом в бизнесе, и приносили желаемый социальный эффект. Именно поэтому, я думаю, главы крупных корпораций стали создавать свои фонды и активно подключились к решению социальных проблем.

– Но это не исключает сотрудничества частных фондов с другими некоммерческими организациями и узкоспециализированными фондами?

– Нет, конечно. Я знаю множество примеров, когда люди, несмотря на то что вкладывают огромные деньги в свои благотворительные фонды, охотно откликаются на просьбы сторонних некоммерческих организаций, участвуют в каких-то акциях, мероприятиях, событиях, которые помогают решать ту или иную социальную проблему. Объединение усилий разных фондов и НКО позволяют решать более глобальные задачи и быстрее и с большей эффективностью.

– Удалось ли вам выстроить эффективный диалог с государственными, муниципальными и общественными структурами на местах, вовлечь их в активное решение острых социальных проблем?

– В качестве примера опять-таки вернусь к «Созвездию» в Выксе. Был запрос на помощь со стороны родителей детей с инвалидностью, была наша готовность помочь – в итоге наше сотрудничество привело к созданию очень хорошего центра. Есть федеральная программа поддержки НКО, которая позволяет реализовывать социальные программы, до которых у государства руки не доходят. Поэтому государство с большой охотой поддерживает такие НКО и частично компенсирует их расходы. Благодаря этому «Созвездие» стало организацией, оказывающей государственные социальные услуги.

«Созвездие» использует современные технологии (на фотографии – аппарат биологической обратной связи)

В Выксе и в Чусовом у нас выстроены прекрасные взаимоотношения с администрациями городов. Все наши идеи – и о создании инклюзивной среды для людей с инвалидностью, помощи учреждениям, работающим с детьми с особенностями здоровья, и об организации фестивалей, концертов, выставок, создании произведений стрит-арта – встречают поддержку муниципалитетов. Мы всегда работаем совместно, объединяем наши усилия с органами муниципальной и государственной власти. Потому что в этом случае мы можем гораздо прицельнее решать какие-то крупные социальные задачи.

– А сами жители городов вовлечены в дела и проекты фонда?

– Конечно. Волонтеры поддерживают и принимают участие в самых различных наших проектах. Выкса стала известна в стране во многом благодаря фестивалю городской культуры «Арт-Овраг», который фонд впервые организовал в 2011 году. При поддержке компании это ярчайшее культурное событие проходит ежегодно. Фестиваль подарил городу десятки граффити известных российских и зарубежных художников. И конечно, мы вовлекаем жителей города в программу «Арт-Оврага». Объекты, которые создаются в рамках фестиваля, создаются для людей и с их непосредственным участием, жители сами формируют городскую среду.

Кстати

Летом этого года во время ремонта жилого дома одна из работ легендарного художника Паши 183 – «Сказка о потерянном времени» – была скрыта под слоем утеплителя. Для уличного искусства это обычная история. Но местные жители предложили воссоздать мурал. Работу выполнил молодой выксунский художник Андрей Андрианов, который в 2012 году ассистировал Паше 183. Местные предприниматели помогли со спецтехникой. Общими усилиями полюбившуюся многим «Сказку…» восстановили.

Горожане с удовольствием участвуют конкурсах, которые предлагают кураторы фестиваля, сами создают свои произведения искусства под чутким руководством профессиональных художников. Во время самого фестиваля выксунцы, например, выступают в роли экскурсоводов, рассказывают гостям города о его культурных достопримечательностях, каждый наш фестиваль поддерживает огромная команда волонтеров из числа местных подростков.

Реализация наших больших благотворительных акций невозможна без волонтеров. Это и традиционные акции по сбору детей в школу, и новогодние праздники, и недавняя акция поддержки социально незащищенных семей в период пандемии коронавируса – наши волонтеры собрали и передали жителям более 7 тысяч продуктовых наборов (читайте об этом в статье «COVID-19»: тест на готовность к обороне». – Прим. ред.).

– В этом году в Выксе должен был состояться юбилейный, десятый, «Арт-Овраг», но пандемия изменила планы: фестиваля в этом году не будет. Культурная жизнь в городе замерла на время?

– Юбилейный «Арт-Овраг» не отменяется, а переносится на следующий год. Я не буду сейчас говорить о его программе, потому что пандемия действительно вносит серьезные изменения в наши планы. И, поскольку у нашего фестиваля новые кураторы, мы ожидаем, что произойдут изменения в привычной уже программе праздника. Как нам кажется, сотрудничество с разными кураторами как раз и позволяет разнообразить наполнение фестиваля. В любом случае важнейшие цели и задачи, которые преследует наш фестиваль, – развитие городской среды и местных сообществ через современное искусство – остаются, а вот способы их решения могут быть разными.

Главная задача «Арт-Оврага» – развитие города и общества

Культурная жизнь в городе продолжается, правда, в другом формате, который диктует нам время. События становятся более камерными, проходят при меньшем числе участников. Например, в музее истории Выксунского металлургического завода при организационной поддержке фонда «ОМК-Участие» сейчас – и до конца октября – развернута уникальная инклюзивная выставка «Искусство быть вместе». Медиапроект «ГУЛ» («Город удивительных людей»), который мы запустили в период пандемии, чтобы поддержать жителей Выксы и других наших городов, на днях был отмечен премией портала «Собака.ru». Этот же проект получил награду Summer Tagline Awards – специальную премию для digital-проектов, помогающих жить и работать дома в период пандемии.

А в октябре у нас еще одно знаменательное событие – открытие в индустриальном стрит-арт парке фрески всемирно известного российского художника Эрика Булатова. Уверена, что эта работа будет интересна как заводчанам, так и жителям города, многочисленным туристам, которые смогут увидеть и фреску Эрика Булатова, и работы мастеров стрит-арта – и познакомиться с самым современным металлургическим производством в России.

Справка

Благотворительный фонд поддержки семьи, защиты детства, материнства и отцовства «ОМК-Участие» создан в 2008 году по инициативе руководителей и сотрудников Объединенной металлургической компании. Фонд работает в пяти населенных пунктах: Выксе (Нижегородская область), Чусовом (Пермский край), Новосинеглазовском (Челябинская область), Альметьевске (Республика Татарстан), Благовещенске (Республика Башкортостан).

Изначально фонд создавался с целью поддержки семей в трудных жизненных ситуациях и детей с тяжелыми заболеваниями в регионах присутствия компании. Сейчас он решает более масштабные социальные задачи.

Фонд «ОМК-Участие» входит в топ-30 рейтинга RAEX корпоративных и частных благотворительных НКО России по уровню партнерского потенциала.

Президент фонда – председатель Совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолий Седых; председатель попечительского совета – Ирина Седых; генеральный директор – Юлия Мишина.

Более подробно ознакомиться с деятельностью фонда можно на его сайте.
Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий