Выпуски
Вход

Эффект соседа

Организованные группы захватывают предприятие

Скачать фото

За предыдущий год количество кружков качества на ВМЗ (здесь их называют малыми инициативными группами, или МИГ) увеличилось в два раза. С чем связан рост популярности движения и активности сотрудников? Об этом «ОМК Команда» спросила заводского эксперта по развитию производственной системы.

Чтобы все проекты малых инициативных групп помогали компании наращивать конкурентоспособность, мы разработали четкий алгоритм, которым руководствуются рабочие при выборе задач. Алгоритм предусматривает четыре источника тем для МИГ.

Андрей Симонов (Эффект соседа)
Андрей Симонов начальник управления по развитию производственной системы ВМЗ

Таким образом, каждая инициативная группа может выбрать задачу по одному из направлений:

  • достижение годовых целей подразделения;
  • системные отклонения показателей подразделения от нормы, выявляемые мастерами и бригадирами в ходе ежесменного контроля;
  • задачи от руководителей функциональных направлений;
  • рекомендации по итогам аудитов и обходов подразделения.

Благодаря этому большинство МИГ ориентированы на достижение бизнес-целей компании. В пример приведу группу № 239 отдела по техническому контролю производства труб большого диаметра. Сотрудники усовершенствовали процедуру контроля качества слябов, которые поступают с НЛМК, и исключили отгрузку несоответствующей продукции. При этом «миговцам» удалось не только предотвратить имиджевые потери компании, но и сократить время занятости инспектора на входном контроле на 487 часов в год.

Другой пример: сотрудники колесопрокатного цеха поставили перед собой цель – увеличить производительность линии в связи с возросшим спросом на железнодорожные колеса. Решения разрабатывали в малых инициативных группах. Например, группа № 547 сократила цикл работы пресса в 5 тысяч тонна-сил, а группа № 767 уменьшила время обработки колес. Проекты МИГ в КПЦ внесли весомый вклад в достижение рекордной производительности цеха в 2019 году – более 950 тысяч колес. 

Малая инициативная группа № 547 в колесопрокатном цехе ВМЗ сократила цикл работы пресса

– Правила конкурса среди лучших МИГ изменились. Какова цель таких изменений?

– Мы внесли в конкурс несколько важных изменений, чтобы повысить качество проектов и закрепить достигнутый уровень вовлеченности рабочих.

Ранее все проекты МИГ четырех разных направлений – качество, безопасность, процессы и себестоимость – были вынуждены конкурировать между собой. Как правило, побеждали решения с наибольшим экономическим эффектом. Чтобы группы, которые не уступают другим по изобретательности и реализуют не менее важные для компании инициативы (но с малым экономическим эффектом или вовсе без него), получили достойное внимание и равные возможности, мы ввели для них отдельные номинации. Эти направления будут курировать функциональные руководители. 

Еще одно важное изменение – теперь нет лимита на количество заявок от подразделения. Раньше в финал от участка с несколькими достойными МИГ могла выйти лишь одна группа. Чтобы конкурс оставался конкурсом проектов, а не подразделений, мы сняли это ограничение. Также существенно расширили сроки подачи заявок.

Неизменной осталась периодичность состязаний МИГ – раз в три месяца. Надеюсь, что самоизоляция скоро завершится (интервью мы взяли в начале июня. – Прим. ред.) и мы сможем провести конкурсы за первый и последующие кварталы.

– Если говорить о предложениях МИГ, то какие тенденции можно отметить в 2019–2020 годах?

– Идет постепенный переход от количества проектов к их качеству. Группы берутся за более сложные и важные для предприятия задачи. Сотрудники понимают: чем серьезнее проблема, которую они решат, тем больший эффект получит предприятие и тем больше будет их вознаграждение.

– В 2018 году на ВМЗ было 607 малых инициативных групп, а в 2019-м – уже 1 169. За счет чего число МИГ выросло почти в два раза?

– Есть несколько причин двукратного роста. Первая – грамотное целеполагание: обязательства по вовлечению работников в малые инициативные группы взяли на себя руководители подразделений.

Вторая – эффект соседа. Когда рабочим из соседней смены в благодарность за их реализованную идею не только жмет руку управляющий директор, но и выписывают премию – ты тоже хочешь свой МИГ.

И третья – возможность заявить о себе. Вся работа групп находится на виду – бланки МИГ размещаются на стендах на каждом участке. Участники конкурсов общаются с директорами дивизионов и начальниками цехов. При выборе кандидатов на повышение, например на должность старшего мастера, предпочтение зачастую отдается лидерам успешных МИГ. 

Не последнюю роль, конечно же, играют проведение и освещение в СМИ регулярного конкурса.

Инфографика 1 (Эффект соседа)
Кликните на картинке, чтобы рассмотреть инфографику в деталях

– Как, по-вашему, должен выглядеть идеальный МИГ? Должны ли рабочие создавать свои группы, а инженеры – свои? Или они должны работать в симбиозе? 

– Традиционно кружки качества, которые мы называем МИГ, решают задачи на производстве – там, где создается потребительская ценность продукции. Основа таких кружков – рабочие производственных участков. Именно у них есть уникальный практический опыт и понимание проблем изнутри. При этом идеальна картина – когда опыт рабочих совмещается с теоретическими знаниями инженерно-технических работников.

На ВМЗ мы пошли по похожему пути. Основные участники МИГ – рабочие производства. А чтобы получить экспертную поддержку в функциональных направлениях, рабочие приглашают в группу инженеров и специалистов.

Однако на нашем предприятии есть примеры, когда сотрудники функциональных служб создают собственные МИГ для решения задач подразделений. Такую инициативу мы поддерживаем, но при этом понимаем: в центре внимания должно оставаться производство, всю помощь и всю поддержку нужно направлять туда.

Комментарии
Написать комментарий

Вы можете оставить первый комментарий